Игра гори гори ясно описание. «Ярмарка подвижных игр». Сценарий открытого мероприятия. Подвижная игра «Пастух и стадо»

Наступило время, когда большинство детей проводит всё своё свободное время на улице. Как они распоряжаются своим временем? Играют ли в подвижные игры? Используют ли наши подсказки для проведения досуга?

Давайте вспомним сегодня о замечательной подвижной старинной древнерусской игре, имеющей разнообразные названия: «Горелки», «Разлуки», «Разгары», «Огарыши, «Гори-дуб», «Гори-пень». Анализ исторических и лингвистических данных свидетельствует о том, что название игры созвучно со словом «гореть». По данным разных русских историков прошлого века, игра «Горелки» напрямую связана с обычаями славян-язычников. В «Горелки» играли ежегодно. И связана игра была или с приходом весны, «когда славилась богиня Лада», или с празднованием дня Ярилы или Ивана Купалы, когда отмечают день летнего солнцестояния. «Горелки» - игра праздничная, которую заводили при скоплении большого количества людей. Первоначально игра не являлась детской забавой, поскольку в неё играли незамужние девушки и холостяки. Водящим становился исключительно юноша и по правилам ловил он только девушку. Таким образом, благодаря игре можно было знакомиться, общаться, выбирать невесту. Название пошло от дополняющей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

А в настоящее время игра «Горелки» - для людей всех возрастов, но в первую очередь, именно детская. Поменялись с давних времён и правила забавы.

Правила игры
Игра проводится на открытом месте: на лужайке, поляне, широкой улице перед домом, просторном дворе. Игроки становятся парами друг за другом. На расстоянии двух шагов спиной к игрокам, впереди всех, располагается водящий «горельщик» или «горелка». Игроки нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

Как только слова завершаются, последняя пара игроков обегает колонну с двух сторон. Водящий, не имея права оборачиваться, пытается осалить любого из бегущих. В том случае, если игрокам последней пары удалось взять друг друга за руки до того, как их осалили, они становятся впереди первой пары, «горельщик» продолжает водить. Но если водящий осалит любого бегущего из пары ранее, чем они возьмутся за руки, тогда право водить переходит к осаленному игроку. А «горельщик» встаёт впереди колонны вместе с игроком, лишившимся пары.

«Горелки» в искусстве

Играют в эту игру вместе с пением соответствующей песни в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» («Хор детей, нянек и прочих»).

Игру в горелки мы встречаем в сказке и одноимённом советском мультфильме «Двенадцать месяцев». Там заяц говорит белкам: «Белки, а белки, давайте играть в горелки!», после чего косоухий старается догнать убегающую пару белок.

Песню «Гори, гори ясно!» мы слышим и в советском мультфильме «Гуси-лебеди» 1949 года. Эту песню поют девочки, а вслед за ними и Маша.


Двойные горелки . Играющие выстраиваются в четыре колонны. «Горит» одна пара. На счёт «три» последняя четвёрка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и пытается соединиться впереди водящей пары. Если любой из водящих поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к «горящим», тогда они вчетвером образуют первый ряд.

Шведские горелки или «Последняя пара – вперёд!» Играет всегда нечётное количество игроков. Тот, кто остался один, - водящий. Игроки делятся на пары и встают друг за другом в колонну. Водящий находится перед колонной спиной к игрокам. Он кричит: «Последняя пара – вперёд!» Последняя пара колонны бежит вперёд, один игрок обегает колонну с одной стороны, второй с другой. Ведущий не может оглядываться и поворачивать голову, он видит игроков лишь тогда, когда они оказываются перед ним. Задача игроков – встать вперёд водящего и взяться за руки. Задача водящего – схватить одного из игроков за руку быстрее, чем это сделает его напарник. Если «горельщику» это удаётся, то пойманный игрок становится ведущим, а бывший ведущий образует пару с оставшимся игроком. Они становятся в ряд первой парой, и игра начинается сызнова.

Вариант шведских горелок . Игроки встают парами, но при этом не держатся за руки, а как бы образуют «коридор». Каждая пара имеет свой порядковый номер. У «горелки» в руках две палочки, он отходит от первой пары вперёд на расстояние примерно десять шагов. Игра начинается, когда «горелка» называет номер пары. Тогда вызванные игроки бегут к нему между шеренгами и, выхватив у водящего по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны, возвращая палочки «горелке». Очко зарабатывает та шеренга, чей игрок вернул палочку первым. В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.

Дарья Славина, мама, г. Петрозаводск

Участники выстраиваются в две шеренги в затылок друг другу. Хором произносят такие слова:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят. Колокольчики звенят!»

На словах «Глянь на небо...» дети, стоящие первыми, поднимают головы вверх, а на заключительных словах бегут наперегонки до финишной черты. Кто прибежит первым, тот и выиграл.

//-- Игра «Меткий глаз». --//

Нарисуйте на стене дома, где нет окон, или на деревянном щите большую мишень. Слепите снежки и соревнуйтесь, у кого больше попаданий в центр мишени.

//-- Игра «Снежный баскетбол». --//

В обыкновенное баскетбольное кольцо или, если такового нет, в обыкновенное ведро бросайте снежки. Кто попадает чаще всех?

//-- Игра «Не промахнись!» --//

На снегу нарисуйте большой круг (диаметром 5-6 м), отойдите от него на три взрослых шага и бросайте в него снежки. Кто попал, отходит еще на два шага, затем еще. Продолжайте до тех пор, пока не останется один победитель.

Играя с детьми, больше фантазируйте, побуждайте к этому и их, пусть они тоже придумывают свои игры. Не оставайтесь равнодушными к их инициативе, поощряйте работу их воображения.

Очень эффективны для преодоления застенчивости так называемые контактные игры, когда дети прикасаются друг к другу, естественно, в разумных этических и эстетических пределах.

//-- 1. Коллективный танец «Лавата». --//

Ребятишки встают в круг, берутся за руки и, двигаясь по кругу, напевают:

«Дружно танцуем мы, та-та-та, та-та-та, танец веселый наш „Лавата“. Мои ноги хороши, а у соседа лучше!».

С этими словами они дотрагиваются до ног соседей по кругу и продолжают движение с песней, меняя слово «ноги» на «волосы», «уши», «локти», «пальчики» и т. д.

//-- 2. Игра «Путаница». --//

Под веселую музыку малыши становятся в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый из участников игры берет кого-нибудь за руку, левую оставляет свободной, для того чтобы за нее кто-то взялся. Когда все взялись за руки, открывают глаза и пытаются распутаться, не разнимая рук.

//-- 3. Игра «Жмурки». --//

Ведущий с завязанными глазами ловит старающихся не попадаться ему детей. Поймав кого-либо, он пытается на ощупь отгадать, кто это.

Очень рекомендую ролевые игры, в которых дополнительно придется общаться друг с другом. Предложите разыграть ситуации «В магазине», «В парикмахерской», «На приеме у врача». Подготовьте нехитрые атрибуты той или иной профессии (совсем ни к чему покупать для этого дорогие игрушки, можно сделать их из картона) и играйте! Увидите, что через игру ваш застенчивый малыш постепенно научится свободному общению.

Очень любят дети коллективные речевые игры, которые можно проводить и зимой, и летом, и в помещении, и на улице.

//-- Игры «Доскажи словечко». --//

1. Взрослый ведущий начинает строку, дети хором заканчивают.

Я хочу устроить бал, я гостей к себе... (позвал). Каждый тут у нас талант – И певец, и... (музыкант). Хватит кукситься, скучать, начинаем... (танцевать). Если танцы надоели, покачайтесь на... (качелях). И качаться надоело? Принимаемся за... (дело). Лучше уж за стол присесть и мороженое... (съесть). Все наелись, детвора? Поиграть тогда... (пора)!

2. Правила такие же, как в предыдущей игре.

Ра-ра-ра – начинается... (игра). Ры-ры-ры – у мальчиков... (шары). Ро-ро-ро – у нас новое... (ведро). Ру-ру-ру – продолжаем мы...(игру). Ре-ре-ре – стоит домик на... (горе). Ри-ри-ри – на ветках... (снегири). Ар-ар-ар – кипит новый... (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный... (помидор). Ир-ир-ир – мой папа... (командир). Арь-арь-арь – на стене висит... (фонарь).

3. Правила такие же. Можно заканчивать строку не хором, а по одному.

Вот теперь настал черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь: ... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: ... (близко).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: ... (пол).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты: ... (нашел).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: ... (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай: ... (конец)!

4. Правила те же.

В реке большая драка, поссорились два... (рака).

Где обедал воробей? В зоопарке у... (зверей).

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная... (радуга).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,-

Потому что это... (рысь).

Загадывайте детям загадки, чтобы они их коллективно отгадывали.

Ну и платье: сплошь иголки, его носят только... (елки).

Не колючий, светло-синий, по утрам повсюду... (иней).

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко. Ведь это вкусная... (картошка).

Заставил плакать всех вокруг, он не драчун, а просто... (лук).

Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов, про дворцы хрустальные и про звезды дальние. Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны... (подушка).

Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (цапля).

У меня пропал носок, утащил его... (щенок).

Серый волк в густом лесу ыстретил рыжую... (лису).

Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, быстро делаю... (зарядку).

Итак, первые шаги навстречу дружбе сделаны. Изо дня в день, преодолевая застенчивость, ваш малыш научится быть открытым и доверчивым. Теперь наша задача – установить правильные взаимоотношения с товарищами, научить его общаться с ними.

Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз-два-три – беги!

После слова «беги! » дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны: один справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности можно разделить детей на две команды.

Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт «гореть» - либо наоборот.



Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.



2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

Подвижная игра «Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:



Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант:

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

Старинная русская народная игра «Горелки» настолько древняя, что истоки ее уходят в то время, когда все славянские народы были еще единым племенем. Ведь игра, правда под разными названиями, присутствует в культуре не только русских, но белорусов, украинцев, чехов, латышей, болгар… – практических всех славянских народов Европы. Игра эта была изначально обрядовой, славила союз земли и солнца, их живородящую силу. Игра стала детской совсем недавно. Еще в конце XIX– начале XX века играла в «Горелки» в основном молодежь 14-18 лет. Да и сегодня, эту русскую народную игру можно предложить не только малышам-дошкольникам, но и ребятам подросткового возраста. «Горелки» прекрасно впишутся в любой фольклорный праздник, особенно если он проходит на улице. Но, традиционно, горелки были частью летних и .

Старинная русская народная игра «Горелки»

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!

Если в старинную русскую игру «Горелки» играют подростки 13-17 лет, то правила можно чуть-чуть изменить – чтобы было интереснее. Пары составляются обязательно смешанные девушка-юноша. Водящим-«горелкой» выбирают обязательно юношу. Водящий обязательно должен гнаться за юношей из убегающий пары. Если он его догнал – то встает в пару с девушкой. А пойманный будет водить. Линию, за которой может соединиться убегающая пара, относят подальше – метров на пятнадцать от колонны игроков.

Старинная русская народная игра «Двойные горелки»

Эту игру имеет смысл затевать, когда игроков очень много. Отличия от обычных горелок минимальные. Вместо одной колонны игроки выстраиваются в две, параллельно друг другу. Соответственно, и водящих-«горельщиков» двое. Когда игроки заканчивают говорить речевку«Гори-гори ясно..», то бегут сразу две пары. Соединиться пары должны обязательно друг с другом, а вот ловить «горельщики» могут любого из четверых.

«Горелки с номерами»подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Игроки встают в колонну, взявшись за руки. Перед началом игры водящий-«горельщик» проходит вдоль колонны и пересчитывает пары. Каждая пара должна запомнить свой номер. После этого, водящий встает впереди колонны и говорит:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз, два, три,
Пятая пара гори!

Водящий может назвать любой номер пары и бежать должна именно эта пара. В остальном играют так же, как и в обычные «Горелки».

«Заячьи горелки» подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Отличаются от обычных «Горелок» игровой песенкой и «ролями». Роли более традиционные для салок. Водящий – волк, а остальные игроки зайцы. Игровая песенка взята из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Такой считалкой считаются белки и заяц, собираясь сыграть в «Горелки»:

Косой, косой,
Не ходи босой!
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут!
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Если игроков очень много, можно играть в «Двойные заячьи горелки», по тем же правилам, что и в «Двойные горелки»