Кубики дьенеша задания.  Логические блоки Дьенеша: обучение без зубрежки. «Игра с двумя обручами»

Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов.

Корней Чуковский говорил, что ребенок играет не только камешками, кубиками и куклами, но и мыслями.

Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

(С. Т. Шацкий).

Презентация педагогического опыта. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решение логических задач- умение

  1. выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;
  2. абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
  3. обобщать объекты по одному, двум, трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Все игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в этом пособии в трех вариантах (I, II, III). Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед . Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий - чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами ) Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см) . На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств.

  1. цвет обозначается пятном;
  2. форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);
  3. величина - силуэт домика (большой, маленький);
  4. толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.

В своей работе я использовала игры с логическими блоками Дьенеша, с целью коррекционно-развивающей работы по усвоению сенсорных эталонов. В результате диагностического обследования выявлено, что не все дети 4-х лет усвоили основные сенсорные эталоны по восприятию цвета и формы. С помощью методики Л.А. Венгера «Самое непохожее» с этими детьми была проведена углублённая диагностика. Уровни выполнения заданий определяется количеством признаков, на которые ориентировался ребёнок при выборе «самой непохожей» фигуры и которые назвал. Высокий уровень – когда ребёнок учитывает отличие по трём параметрам и называние одного-двух признаков; Средний уровень- учитывает 2 параметра из 3-х и называет один признак; Низкий уровень – учитывает 1 параметр без называния признака. В результате высокого уровня не имеет никто из детей, средний уровень имеет 1ребёнок, который нашёл отличие по двум параметрам и назвал один признак цвет; низкий уровень имеют 4 детей, которые нашли отличия только по одному параметру цвету, или размеру без называния признака.

Для этих детей с целью коррекционно-развивающей работы были разработаны мною занятия с использованием игр с логическими блоками Дьенеша.

Представление системы учебных занятий. Структура занятия: 1. Знакомство со свойством фигуры. 2. Игры и упражнения на закрепление этого свойства. 3. Знакомство и работа с карточками. 4. Игровое упражнение с блоками «Цепочка», «Чудесный мешочек», «Домино». Основная цель занятий: освоение свойств (по форме, цвету, размеру, толщине), развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение); воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Основные задачи:

  1. способствовать освоению детьми различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  2. различать, называть фигуры по цвету;
  3. устанавливать размерные отношения между фигурами;
  4. соизмерять фигуры по толщине;
  5. определять свойства фигур на ощупь;
  6. обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;
  7. кодировать и декодировать информацию;
  8. развивать логическое мышление, творческие способности;

Занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность. Режим занятий 1-2 занятие в неделю. Время проведения 20-25 минут.

Результаты повторного проведённого диагностического обследования методики Л.А. Венгера «Самое непохожее» После проведения коррекционно-развивающих занятий Высокий уровень – имеет 1 ребёнок при выборе фигуры ориентируется на 3 параметра и называет два признака цвет и форму; при выборе фигуры они ориентируются на два параметра (2-цвет и размер; 1- размер и форму; 1-цвет и форму) называют один признак (цвет, размер, форму). Низкий уровень – отсутствует. В результате после проведённых коррекционно-развивающих занятий все дети знают и называют основные цвета; все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры; различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур, умеют находить фигуру не только по одному свойству, но и оперировать двумя, сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств, определять свойства фигур на ощупь; и умеют декодировать информацию.

Определение перспектив в работе: формировать умение обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого; умение оперировать одновременно двумя, тремя свойствами.

Другие формы организации работы с логическими блоками Дьенеша Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Знакомство с приемами эффективной работы с детьми.

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине "блок" не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом "фигура", хотя вполне допустимо и использование слова "блок".

Проведение имитационной игры. Затем детям предлагаются самые простые игровые задания.

1. Выделить все блоки по какому-то одному из признаков (цвету, форме, размеру). Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету.
Найдите такие же фигуры как эта по форме. Найдите не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, по размеру).

2. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру). Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру). Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера). Выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и.т.д. 3. Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах. От произвольно выбранной фигуры постройте цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру,. 4. «Второй ряд ». Выложить в ряд 4-5 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета (формы, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и.т. д. 5. «Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей. Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины. 6. «Раздели фигуры». Для игры понадобятся игрушки: мишка, заяц. Разделите фигуры между мишкой и зайкой так, а) У мишки оказались все красные, зайцу достались все не красные; б)У мишки оказались все круглые; зайцу достались все большие. Далее предлагаются более сложные варианты этой игры.

7. Затем предлагаются игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках . Когда ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: “…это красный, большой, круглый, толстый блок. Игровые упражнения проводятся так : ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. На карточке обозначен синий цвет, значит нужно найти все синие фигуры. Если ребенку показывается синее пятно и большой дом, нужно показать синюю большую фигуру или (отложить все синие и большие фигуры). Синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга– нужно показать синий большой круг или (отложить все синие и большие круги). 8. Можно использовать игру “Все в ряд”. Каждому ребёнку даётся карточку с восемью клетками , где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. 9. В последующем дети осваивают слова и знаки обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры: “Помоги Незнайке”. В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький). 10. Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. Начинать лучше с игры «На свою веточку», разобраться где должны висеть: красные, круглые; треугольные, не жёлтые; квадратные не красные…

В игре «Кто хозяин» разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. Красная Шапочка не любит синие игрушки и не хочет играть с квадратными; Буратино нужны красные и треугольные и.т.д. После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго.

Игра «Чудесный мешочек» . Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Упражнения «Найди лишнюю фигуру». Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Подбери недостающие фигуры». Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

Варианты игр с логическими фигурами, является набор «Давайте вместе поиграем» - это плоский вариант блоков Дьенеша. Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет): Угощение для медвежат, Магазин, Художники.

« Угощение для медвежат». В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат.. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. Печенье в лапах медвежат отличатся по цвету и форме. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному педагогом.

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет): Варианты игр с логическими кубиками: Садовники, Рыбалка, Строительство города; Украсим елку бусами; Архитекторы (детская площадка); Логический поезд; Мозаика цифр. «Садовники» Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Литература: «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).


Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления . Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс , так как полноценное требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями , дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий которые обеспечивают развитие логического мышления . Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша .

Логические блоки , разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики , и прежде всего для подготовки мышления

Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие - Блоки Дьенеша , которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игры с блоками доступны , на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции : анализ, сравнение, классификации обобщение ; логическое мышление ; творческие способности и познавательные процессы : восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша , ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) . Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр с логическими блоками Дьенеша.

Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "


Материал:
"Эскизы картин" - листы большого цветного картона
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
набор блоков
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)


Дидактическая игра «Что изменилось»

З адачи :

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры : Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.


Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.


Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра « На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:

  • Упражнять детей в группировке геометрических фигур
  • -Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

У Буратино оказались все синие квадраты

Чтобы Карандашу достались все желтые

Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Этажи»

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков.

Ход игры:

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра - Сказка «В царстве блоков»


Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Игра «Украсим елку бусами»


Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Подвижная игра «Кошки-мышки»


Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:

- Мыши водят хоровод,


На лежанке дремлет кот.


Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.


Вот проснется Васька-кот .

И разгонит хоровод.


На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.


Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур :


а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

    Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

    Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

    Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

    Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

    Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

    Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

    Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

    Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

    Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

    Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

    Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

    Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

    Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

    Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

    По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

    Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

    Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

    В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

    Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

    Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

    Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

    Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

      цвет обозначается пятном

      величина - силуэт домика (большой, маленький).

      форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

      толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме :

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988).

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983. ,


Карточки - символы свойств блока.

Квадратный

Круглый

Треугольный

Прямоугольный

Красный

Синий

Желтый

Маленький

Толстый

Тонкий

Большой


Карточки –отрицания свойств блока.

Не квадратный

Не прямоугольный

Не круглый

Не треугольный

Не желтый

Не синий

Не красный

Не толстый

Не маленький

Не большой

Не тонкий


«Кубики»

Форма

Толщина

Размер


«Найди блок» 1.

  • 1. Найди блоки, которые такие как этот по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие как этот по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие как этот по размеру.
  • 4. Найди блоки, которые такие как этот по толщине.

1. 2. 3. 4.


«Найди блок» 2.

  • 1. Найди блоки, которые не такие, как этот по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые не такие, как этот по форме.
  • 3. Найди блок, который не такой, как этот по размеру.
  • 4. Найди блок, который не такой, как этот по толщине.

1. 2. 3. 4.


«Найди блоки» 3.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по размеру.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по толщине.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 4.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по размеру.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по толщине.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 5.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по толщине.

«Найди блоки» 6.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по размеру.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 7.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме и размеру.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету и размеру.

«Найди блоки» 8.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме, толщине и размеру.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету, толщине и размеру.

«Найди блоки» 8.

  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету, форме и толщине.
  • 4. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету, форме и размеру.

«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

1.Чтобы рядом не было блоков одинаковых

  • 1.1. по форме;
  • 1.2. по цвету;
  • 1.3. по размеру;
  • 1.4. по толщине.

1.1.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме.


1.2.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету.


1.3.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по величине.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

2. Чтобы рядом не было блоков, одинаковых

  • 2.1. по цвету и форме;
  • 2.2. по цвету и размеру;
  • 2.3. по размеру и форме;
  • 2.4. по цвету и толщине;
  • 2.5. по размеру и толщине;
  • 2.6. по форме и толщине.

2.1.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету и форме.


2.2.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету и величине.


2.3.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме и величине.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

3 . Чтобы рядом были блоки

  • 3.1. Одинакового размера, но разной формы;
  • 3.2. одинакового размера, но разного цвета;
  • 3.3. одинакового размера, но разной толщины.
  • 3.4. Одинакового цвета, но разной формы;
  • 3.5. одинакового цвета, но разного размера;
  • 3.6. одинакового цвета, но разной толщины.
  • 3.7. Одинаковой формы, но разного размера;
  • 3.8. одинаковой формы, но разного цвета;
  • 3.9. одинаковой формы, но разной толщины.
  • 3.10. Одинаковой толщины, но разной формы;
  • 3.11. одинаковой толщины, но разного размера;
  • 3.12. одинакового толщины, но разного цвета.

3.1. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по форме.


3.2. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по цвету.


3.4. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового цвета, но разные по форме.


3.5. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового цвета, но разные по величине.


3.7. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по величине.


3.8. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по цвету.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки :

4. Чтобы рядом были блоки:

  • 4.1. Одинакового цвета и размера, но разной формы.
  • 4.2. Одинакового цвета и размера, но разной толщины.
  • 4.3. Одинакового цвета и толщины, но разного размера.
  • 4.4. Одинакового цвета и толщины, но разной формы.
  • 4.5. Одинакового цвета и формы, но разной толщины.
  • 4.6. Одинакового цвета и формы, но разного размера.
  • 4.7. Одинакового размера и толщины, но разной формы.
  • 4.8. Одинакового размера и толщины, но разного цвета.
  • 4.9. Одинакового размера и формы, но разной толщины.
  • 4.10. Одинакового размера и формы, но разного цвета.
  • 4.11. Одинаковой формы и толщины, но разного размера.
  • 4.12. Одинаковой формы и толщины, но разного цвета.

Варианты построения цепочки: 4. Чтобы рядом были блоки :

«Цепочки»

Одинаковые

Цвет

Одинаковые

Разные

Цвет

Размер

Размер

Цвет

Форма

Толщина

Цвет

Толщина

Размер

Толщина

Цвет

Форма

Форма

Цвет

Толщина

Форма

Размер

Размер

Размер

Толщина

Толщина

Форма

Размер

Форма

Размер

Цвет

Толщина

Форма

Форма

Цвет

Толщина

Форма

Размер

Толщина

Цвет


4.1. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по цвету, величине, но разные по форме.


4.6. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по по форме, цвету, но разные по размеру.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

5. Чтобы рядом были блоки

разные по цвету, форме, размеру, толщине.

Все цепочки строятся от произвольно выбранного блока.


5.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме, величине, цвету и толщине.


«Красный, треугольный, большой блок какой по счету?» «Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока».


«Какой блок находится между..?» «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…»


« Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: зайчик, лиса, медведь, машинка, паровоз, дом, башня.





«Магазин игрушек» .


«Посмотри, запомни и найди изменения».


«Найди блок по карточкам –отрицаниям свойств».

  • Не желтый.
  • Не синий.
  • Не квадратный.
  • Не треугольный.
  • Не тонкий.
  • Не маленький.








«Найди лишний блок».

Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).


«Найди лишний блок».


«Найди лишний блок»


«Найди заданный блок».

« Покажи заданный блок, назови строчку, столбец» «3строка, 2 столбец – назови блок»


«Лесенка успеха»

Первый уровень сложности

  • Сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур?
  • Сколько треугольных фигур, сколько круглых, квадратных, прямоугольных фигур?

(В первой строке? В первом столбце? Во второй строке? И т. д.)

Второй уровень сложности

  • Сколько красных и синих фигур в таблице (желтых и синих и т. д.).

(Считай: одна синяя, одна красная, две синих, одна красная, две синих, две красных …)

  • Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.

Третий уровень сложности

  • Сколько красных, сколько желтых и синих фигур в таблице.

(Считай: одна синяя, одна красная, две синих, одна красная, две синих, две красных,

две синих, две красных, одна желтая и т. д.)



«Собери картинку по заданной схеме»

Транспорт «Камаз»












«Доставка грузов»



«Поиск драгоценных камней»

4 6 5 3 10-6

5 0 8 2 8-8

3 7 1 5 3+4

2 3 6 4 4+2






«Помоги сказочным героям разделить блоки»

  • Незнайка -4
  • Дюймовочка -12
  • Буратино - 8
  • Мальвина -24

«Логический поезд»


Начало

да нет да нет

Конец


«Игра с одним обручем»

(2) Не красные (2) Не красные

(1) Красные

(2) Не красные (2) Не красные

  • Какие блоки внутри красного обруча.
  • Какие блоки вне красного обруча.

Блоки надо назвать с помощью одного свойства –цвета.


(2)Круглые

(1)Красные (3)


«Раздели блоки. Игра с двумя обручами»

  • 1. Какие блоки внутри синего обруча.
  • 2. Какие блоки внутри красного обруча.
  • 3. Какие блоки внутри обоих обручей.
  • 4. Какие блоки внутри синего обруча, но вне красного обруча.
  • 5. Какие блоки внутри красного обруча, но вне синего обруча.
  • 6. Какие блоки вне синего и вне красного обручей.
  • 7. Какие блоки вне синего обруча.
  • 8. Какие блоки вне красного обруча.

Блоки надо назвать с помощью двух свойств – формы и цвета.



«Раздели блоки. Игра с тремя обручами»

  • 1. Внутри желтого, но вне синего и красного обруча.
  • 2. Внутри красного, но вне синего и желтого обруча.
  • 3. Внутри синего, но вне красного и желтого. обруча.
  • 4. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча.
  • 5. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча.
  • 6. Внутри желтого и синего, но вне красного обруча.
  • 7. Внутри всех трех обручей.
  • 8. Вне всех трех обручей .

Моделируется разбиение множества на восемь классов с помощью

трех свойств (например, быть красным, быть квадратным, быть

большим).


Варианты сюжетных игр с блоками Дьенеша

Название

Замещение предмета

День рождения

Рыбалка

Игровые действия

Подарки

Садовники

Преподнесение подарков

Рыбы

Дополнительн.

материал

Лов рыбы

Игрушка

(Именинник)

Цветы

Стройка

Строит. материалы

Ведерки для рыбы

Посадка клумбы

Кулинары

Клумбы (Обручи)

Постройка дома

Цукаты

Космос

Машины для перевозки

Бусы

Украшение торта

Инопланетяне

Конструирование ракеты

Круги разного цвета

Бусинки

Кондитер.фабрика

Собирание бус

Конфеты

Силуэт ракеты

Сочинение сказки

Найди на ощупь

Раскладывание конфет в коробки

Герои сказок

Сочинение сюжета

Схемы коробок

Драгоц. камни

Нахождение блоков на ощупь

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.