Особенности проведения подвижных игр в разных возрастных группах. Интересные подвижные игры для двух, трех детей, а также разновозрастной группы ребят

Оксана Васянина
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П.

Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры

определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила подвижных народных игр

Правила- обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.).

Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Русская народная подвижная игр «Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится - победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Русская народная подвижная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», - победитель.

Русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Правила: Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине -

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся - выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Чувашская народная подвижная игра «Солнце» или «Месяц»

Правила: проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду -«ястребы», в другом -«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Якутская народная подвижная игра «Ястреб и утки»

Правила: шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами», ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская народная подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»

Правила: выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская народная подвижная игра «Гуси»

Правила: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Это правда?

Да, да, да!

Кто вас слышит?

Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.

Елена Вирюкина
«Русские народные подвижные игры в разновозрастных группах детского сада».

Подготовила : Вирюкина Елена Владимировна

инструктор по физической культуре.

Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству .

Весёлые подвижные игры-это наше детство . Когда они возникли? Кто придумал эти игры ? История не знает ни года, ни места рождения игр, что говорит об их древности. Известно, что передавались они из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, так они сохранились до наших дней.

Собирались мальчишки и девчонки вечером, без устали бегали, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играли в «Лапту» .

Зимой игры носили иной характер : устраивались катания с гор, игры в снежки , на лошадях в санях катались по деревне. Особенно популярными и любимыми были такие игры как «Горелки» , «Лапта» , «Жмурки» , «Городки» , игры с мячом .

В простонародье чаще всего мячи делали из тряпок, и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из коры липы, бересты, или ивы. Внутри они были пустыми или набивались песком. Резиновыми мячами игрались дети только из богатых семей. Подвижные игры один из видов здоровье-сберегающих технологий, которые сохраняют и стимулируют здоровье, физические качества и двигательные навыки и умения. Активные процессы, протекающие в мышцах ребёнка, координируют и стимулируют развитие всех систем обеспечения жизнедеятельности : сердечно сосудистой, дыхательной и нервной системы. Воздействуют на все психологические процессы : мышление, воображение, память, внимание. Воспитывают эстетику, трудовые навыки.

Существуют игры малой , средней, и большей подвижности . Они проводятся в группе , физкультурном зале, а также на прогулках.

Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенности, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития ее участников.

Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры короче , степень нагрузки меньше, участие взрослого активнее.

В старшем возрасте игровая деятельность детей становится всё более многообразной , наблюдается проявления самостоятельности (распределения ролей, соблюдение правил игры , дети организовывают игры по своей по своей инициативе в небольшие группы .

Ну, а сделать русские народные игры привлекательнее помогают различные (считалки, сговорки, загадки, попевки) .

Публикации по теме:

Дидактические игры по ПДД в старших группах детского сада Уважаемые педагоги. Предлагаю Вам подборку дидактических игр по правилам дорожного движения. Дидактическая игра «Дорожные знаки» Цель: закрепление.

Картотека «Русские народные игры» Подготовила воспитатель: Пушкарёва Е. В. Каскара, 2016 год Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия;.

Конспект досуга «Русские народные игры» Цель: Познакомить детей с русскими народными играми. Программные задачи: -Закреплять умение детей играть в знакомые игры. -Учить детей.

Программа кружка. «Народные подвижные игры» Руководитель Ильмира Энверовна Барамыкова Программа кружка «Народные подвижные игры» в подготовительной.

Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Проект по ФИЗО «Русские подвижные игры в физической культуре ДОУ» Вид проекта: Информационно образовательный, долгосрочный. Участники проекта: - дети старшей и подготовительной групп; - родители воспитанников;.

Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Проблема воспитания здорового поколения были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять посредством таких игр. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Вообще, трудно переоценить значение подвижных игр для малышей, особенно в настоящее время. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, дыхание и кровообращение. Кроме того, развиваются такие качества, как: внимание, пространственное восприятие, координация движений, быстрота реакции, тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность, эмоциональное и мышечное напряжение. Так же во время проведения таких игр малыши развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста малыша и физической нагрузки).

Итак, начинаем играть?

Мишка бурый

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты «в берлоге». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

Мишка бурый, Мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

А «медведь» отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на Вас и рассердился. Р-Р-Р!…

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

Змеейка

Когда звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила») . Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.

«Кошка и мышки»

Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит кот» (один из детей)

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит,

Тише, мыши, не шумите!

Кошку вы не разбудите!!!

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

Блин и оладушки

В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин») , а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки») . Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.

Зоопарк

Водящий говорит: Представьте, что мы гуляем в зоопарке; когда я хлопну 1 раз в ладоши- вы (ты) превратитесь в лягушку и присядете на корточки, если я хлопну два раза- превратитесь в слона и разведете руки в стороны, а если хлопну три раза – вы превратитесь в цаплю и будете стоять на одной ноге, как настоящие цапли.

Светофор

Каждый из игроков назначается «автомобилем». Для игры потребуются три круга (красный, желтый, зеленый).

Водящий говорит: Вы автомобили (ты- автомобиль) , будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет круга, который я буду показывать вам.

Красный свет- дороги нет, вы останавливаетесь

Желтый приготовиться, заводите моторы, готовитесь к движению

А зеленый говорит-можно ехать, путь открыт! продолжаете свой путь».

Паровоз

Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «паровоз», который медленно двигается по комнате со словами:

«Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий!

Кто едет в поезде?

Разные детишки: девочки красивые и смелые мальчишки!»

На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.

Найди свою пару

Предварительно надо приготовить разрезанные на две части открытки (картинки) по количеству детей.

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одной из двух частей открытки.

По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга.

Поймай пузырь

Приготовить мыльные пузыри.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные.

Как бы нам их поймать?

На ладошке подержать!

Взрослый и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. Можно использовать варежки (для того, чтоб удержать мыльные пузыри).

Пузырь

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Взрослый рассказывает стишок и отступает маленькими шагами назад, говоря такие слова:

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока взрослый не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегают в маленький круг и снова берутся за руки.

Мыльные пузыри

Пузырьки — смешной народ

В своих домиках живет.

Вот и сейчас вы будете пузырьками, а обручи вашими домиками. (По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и летают, по сигналу «Домой» — возвращаются в обручи).

Маша, ты у нас в лесу…

Все берутся за руки и встают в круг. Один ребенок в центре этого круга с завязанными глазами. Взрослый рассказывает стишок:

Маша (имя ребенка) ты у нас в лесу,

Мы зовем тебя: «АУ!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей!

Кто зовёт тебя узнай, поскорей!

Взрослый показывает ребенка, который зовет по имени того, кто с завязанными глазами. Ребенок, которого позвали, должен по голосу угадать кто это сделал.

Большие ноги ..

Взрослый говорит слова и показывает движения (дети/ ребенок повторяет за ним):

Большие ноги шли по дороге

Топ-топ-топ делает большие шаги

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ. Делает маленькие шажочки.

Солнечные зайчики

Взрослый берет зеркальце (если солнечная погода) или фонарь и показывает ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их- не идут,

Были тут- и нет их тут…

Солнышко и дождик

Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребёнка, повернув его спиной к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя.

Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри! Солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:

Светит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы похлопаем в ладошки

И бегом на улицу.

Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идёт, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать потешку про дождик:

Дождик, дождик, лей, лей, лей,

Капай капли не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще!

Для создания более яркого воображения дождя можно постукивать рукой по столу и даже применить пульверизатор (слегла побрызгать детей из него).

Это лишь некоторые игры, которые я часто использую как на занятиях в детском саду, так и дома со своим младшим сыном. Эти игры очень нравятся детям.

Играйте с детьми в подвижные игры и результат не заставит себя ждать! Хороших Вам игр!

педагог-психолог ГБОУ комбинированного вида №1177

г. Москва, Россия

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Классификация подвижных игр в ДУ.

  2. Варьирование и усложнение подвижных игр.

  3. Методика руководства игрой.

  4. Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы.

  5. Игра как средство закрепления движения. Подбор игр.

  6. Методика проведения подвижных игр в I младшей группе ДУ.

  7. Методика проведения подвижных игр в средней группе ДУ.

  8. Методика проведения подвижных игр в старшей группе.

  9. Методика проведения подвижных игр на воздухе для каждой возрастной группы детей.

Классификация подвижных игр в ДУ.


  1. По образному содержанию:

  • сюжетные (хар-ны роли с соответствующими для них двигат. действиями). Сюжет делится на образный («Медведь и пчёлы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки»);

  • бессюжетные (все выполняют одинаковые движения-«Найди себе пару», «Чьё звено быстрее построится»);

  • хороводные (игры проходят под песню или стихотворение);

  • народные;

  • игры-забавы (для самых маленьких детей-«Ладушки»);

  • игры-аттракционы;

  • пальчиковые игры.

  1. По сложности:

    • простые некомандные игры (каждый участник, соблюдая правила борется за самого себя);

    • более сложные переходные к командным (иногда игрок может вступать во временное сотрудничество с др. игроками для достижения цели);

    • командные подвижные игры (играющие составляют отдельные коллективы, команды).

  1. По видам движений, преимущественно входящих игры:

    • игры с ходьбой;

    • игры с бегом;

    • игры с ползанием и лазанием;

    • игры с бросанием и ловлей мяча;

    • игры с прыжками.

  1. По возрасту детей, с учётом разделения на группы в ДУ:

      • игры 1-ой младшей группы;

      • игры 2-ой младшей группы;

      • игры средней группы;

      • игры старшей группы.

Варьирование и усложнение подвижных игр.


  1. Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры).

  2. Усложнить двигательное содержание.

  3. Изменить размещение играющих на площадке.

  4. Менять сигнал (вместо словесного ввести звуковой или зрительный сигнал)

  5. Проводить игру в нестандартных условиях (бег по песку).

  6. Усложнить правила (ввести 2 «ловишки»).

Методика руководства игрой.


  1. Подготовка к проведению игры.

  1. Выбор игры зависит от:

    • задач, поставленных перед занятием;

    • возрастных особенностей дошкольников, их физической подготовленности;

    • количества детей;

    • условий проведения игр;

    • формы занятия (физкультурное занятие, праздник, прогулка);

    • места проведения, погодных условий;

    • наличия инвентаря, пособий.

  2. Подготовка места игры (соблюдая правила ТБ, подготовить площадку).

  3. Подготовка инвентаря (наличие и количество).

  4. Разметка площадки.

  5. Предварительный анализ игры.

  1. Организация играющих.

  1. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры.

  2. Объяснение игры (краткость, логичность, последовательность):

    • название;

    • роль играющих и их месторасположение;

    • цель и правила.

  3. Выделение водящих:

  • считалкой;

  • по желанию;

  • по назначению руководителя;

  • по лучшим результатам;

  • по жребию;

  • по выбору играющих;

  • по результатам предыдущих игр.

  1. Распределение на команды:

  • расчёт;

  • по половому признаку;

  • по цвету;

  • по мнению руководителя;

  • по выбору капитана;

  • постоянные команды;

  • путём фигурной маршировки.

  1. Выбор капитана команды.

  2. Выделение помощников (из числа освобождённых).

  1. Руководство процессом игры.

  1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих (соблюдение правил, своевременность сигнала)

  2. Судейство (объективное, беспристрастное)

  3. Дозировка в процессе игры (чередовать интенсивные нагрузки с отдыхом, все участники должны получать одинаковые нагрузки)

  4. Окончание игры (продолжительность завит от хар-ра, состава занимающихся, условий занятий)

  1. Подведение итогов игры.

  1. Определение результатов игры.

  2. Разбор игры.

Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прят­ки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («При­неси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совме­стным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незна­чительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот к мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращают­ся на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сто­рону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый дей­ствует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровож­даются словами – стихами, песнями, речитативом, которые рас­крывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое дви­жение и как надо выполнить; служат сигналами для начала к окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, дают­ся и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором.
Игра как средство закрепления движения. Подбор игр.
Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего го­да и в определенной последовательности.

При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры. Проводя иг­ру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми зада­чу как можно быстрее убежать от «ловишки». В этом случае нужна большая площадка, чтобы дети, убегая от «ловишки», мог­ли проявить максимальную быстроту. При третьем повторении может быть выдвинута новая задача - развивать у детей преиму­щественно ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке. Кроме того, могут быть выбраны 2-3 «ловишки» и, чтобы увернуться от них, детям придется про­являть большую активность.

При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.

Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушка­ми, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс, бильбоке, классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.

В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я», «Школа мяча», бильбоке). Назначение этих игр - актив­ный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (ри­сование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, реко­мендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы»), вторая - более спокойная («День и ночь»).

Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25-30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой.

На вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. С детьми круглосуточных групп рекомендуется проводить после ужина игры малой подвижности, спокойного характера («Пастух и стадо», «Скок, поскок»).

Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится примерно 10-15 новых игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение.

На каждый день недели следует планировать игры разного со­держания и характера. Это позволит обеспечить разносторон­нее развитие детей.

У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3-4 раза в течение недели. Однако спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреп­лять двигательные навыки и развивать физические качества.

Методика проведения подвижных игр в I младшей группе ДУ.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2)

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) колокольчик, дудочка – звуковой сигнал; внести яркую игрушку; начать игру с 3-5 детьми;

3) название;

4) собрать детей на игру (круг, шеренга), построение на игру на месте начала игры;

5) объяснение игры идет в ходе самой игры, интонацией голоса охарактеризовать всех персонажей игры. Воспитатель является участником игры, выполняет главную роль, руководит игрой;

6) воспитатель двигается вместе с детьми, дети подражают ему, не прекращая игры. Воспитатель расставляет, перемещает, помогает;

7) поощряет детей и предлагает убрать пособия, поощряет и предлагает поиграть с пособиями.

Методика проведения подвижных игр в средней группе ДУ.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2) сбор на игру с созданием интереса;

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) звуковой сигнал, худ. слово, чье звено быстрее соберется. Заранее договориться и по началу сигнала начать игру;

7) подвести итог, дать общую оценку игры; кто нарушал правила. Привлекать к анализу детей.

Методика проведения подвижных игр в старшей группе.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2) сбор на игру с созданием интереса;

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) чье звено быстрее соберется;

4) зависит от новизны игры, если новая игра – назвать, объяснить правила. Главное до игры рассказать, кто что должен делать, как двигаться. Второстепенное – в перерывах между игрой можно уточнить правила, задавая вопросы детям, если в игре сложные движения, сделать пробный ход. Если игра знакома, то ее нужно просто назвать, кратко напомнить правила;

5) считалка, пожелание, волчок (юла) в качестве поощрения;

6) в процессе игры воспитатель следит за физической нагрузкой, за соблюдением правил, за взаимодействием между детьми, подает сигналы для начала и окончания;

7) подвести итог, дать общую оценку игры; кто нарушал правила. Поощрять детей. Привлекать к анализу детей. Предложить поиграть с пособиями.

Методика проведения подвижных игр на воздухе для каждой возрастной группы детей.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в раз­личное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.

При распределении игр в календарном плане воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания, необходимую повторность и вариативность, содействующие со­вершенствованию двигательных навыков, учитывает конкретные условия для их проведения.

Чтобы использовать все возможности для игровой деятель­ности детей в течение дня, необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и учет возрастных особенностей де­тей каждой группы. Это значит, что время проведения подвижных игр и их продолжительность находятся в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей. Кроме того, воспитатель, наблюдая за характером деятельности детей, пред­лагает им игры различного содержания и степени подвижности, регулируя тем самым их двигательную активность: одним усили­вая ее, другим ограничивая и обеспечивая необходимый отдых.

При составлении календарного плана проведения подвижных игр принимается во внимание также время года и состояние погоды. Холодной осенью и зимой в морозные дни чистый, свежий воздух в сочетании с движением благотворно влияет на организм ребенка, закаливает нервную систему, усиливает сопротивляемость организма, повышает жизнерадостность. При холодной погоде игры с активным движением чередуются с другими видами деятельности умеренно подвижного характера. Чередование характера и темпа двигательной деятельности создает возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и излишнего перегре­вания.

На участке устраиваются горки для катания детей на сан­ках, а для старших групп создаются условия, обеспечивающие катание на коньках и игру в хоккей.

Летом, когда вся жизнь детей переносится на воздух и одежда облегчается (трусики, панамки, легкие туфли составляют их еже­дневный костюм), разнообразные движения улучшают самочувствие детей, вызывают у них радостное ощущение жизни.

Необходимо, чтобы участки всех возрастных групп были обо­рудованы крупными физкультурными приборами в соответствии с указаниями программы и систематически использовались детьми для совершенствования двигательных навыков в лазанье, перелезании, пролезании, прыжках, метании, упражнениях в равновесии и т. п. На участки ежедневно выносятся игрушки и мелкие физкуль­турные пособия (палки, обручи, флажки, мячи, мячебросы, кольцебросы, короткие и длинные скакалки и т. п.).

В старшей и особенно в подготовительной группах разучива­ются игры с элементами спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки. Предоставляются кегли, серсо, бильбоке, диаболо, бабки и др. Все это привлекает детей к активной двигательной деятельности, совершенствует навыки, воспитывает физические качества.

Широко используются в летнее время подвижные игры с пра­вилами, совершенствующие двигательные навыки и физические качества. Помимо организации их воспитателем, в средней и двух старших группах поощряется самостоятельное творческое объеди­нение детей - придумывание вариантов известных им игр и соб­ственных сюжетов игр.

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению орга­низма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, само­стоятельность и творческую инициативу.

Наталья Диппель
Тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО - ИГР ПО ВОЗРАСТАМ "

Творческая группа нашего детского сада делает разнообразные памятки для педагогов. Одна из них - это Сюжетно -ролевые игры в соответствии с возрастом .

Строчка плюсов отделяет те игры, которые остаются с предыдущей группы, а под этой строчкой, те игры, которые добавляются по данному возрасту и являются новыми сюжетами .

Младшие группы – бытовая, трудовая

Старшие группы – бытовая, трудовая, экономическая, социальная, осовременивание игр

1 младшая группа –

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

сюжет

Придумывать несложный сюжет

2 младшая группа :

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк» - ср. гр.

«Моряки» - ср. гр.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

Подражать трудовым и бытовым действиям

Взаимосвязывть 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет

Придумывать несложный сюжет , используя знания, полученные на занятиях и в процессе наблюдений.

2. Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами

3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.

4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека Формировать доброжелательные отношения.

Средняя группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

++++++++++++++++++++

Парикмахерская

Детский сад

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Средний возраст :

1. Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты , на основе полученных знаний из различных источников :

Отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых.

Использовать в играх несложный материал произведений см помощью воспитателя

Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

2. Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам

3. Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители

4. Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

Старшая группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

+++++++++++++++++++

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

сюжет игр

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой.

Подготовительная группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

++++++++++++++++++++++

Библиотека

Пограничники

с/х труд (ферма)

Космонавты

Супермаркет

Туристическое агентство

Ветеринарная лечебница

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

1. Учить самостоятельно придумывать сюжет игр , отображать общественно-политические события, отношения взрослых.

2. Учить самостоятельно драматизировать сказки, вводить их в ролевые игры.

3. Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

4. Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих.

5. Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов.

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой