Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой. Планирование сюжетно — ролевых игр Планирование сюжетно ролевых игр

Шабанова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СШ№ 19 структурное подразделение ДС "Рябинка"
Населённый пункт: село Раздольное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплексное тематическое планирование сюжетно ролевых игр в старшей группе
Дата публикации: 17.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Примерное

календарно – тематическое

планирование сюжетно- ролевых игр

в старшей группе

Составила:

ШАБАНОВА

ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Воспитатель

первой квалификационной категории

сентябрь

«Школа»

Расширять знания детей о школе,

Создавать игровую обстановку.

Воспитывать дружбу, умение

работать и жить в коллективе.

Обогащение игрового опыта.

Целевая прогулка к школе.

Экскурсия в школу.

Беседа о школе с показом школьных

принадлежностей.

Рассматривание картин о школе.

Интерактивная дидактическая игра

«Собери портфель»

Заучивание стихотворений о школе

Чтение рассказов о школе.

Разучить песню «Чему учат в школе»

Ручной труд: сделать маленькие

тетради, книжки, учительский

журнал для игры

« в школу», приготовить тряпочки и

«Семья»

Формировать представление о

коллективном ведении хозяйства,

семейном бюджете, совместных

досугах. Воспитывать заботливое

отношение к членам семьи, интерес к

их деятельности.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о взаимоотношениях

мужчины и женщины в семье, об

обязанностях детей дома.

Рассказ детей из личного опыта «Как

я провел выходной»-

Чтение худ. лит-ры: «Крылатый,

мохнатый» да масляный» обр. И.

Карнауховой;

А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы), В.

Драгунский, «Друг детства»,

Т. Александрова, «Домовёнок

Кузька» (главы); П. Бажов,

«Серебряное копытце»; В. Катаев,

«Цветик-семицветик»; Е. Благинина,

«Посидим в тишине»; Э. Успенский

«Разгром».

Просмотр мультфильмов «Моя

семья», «День рождения бабушки»,

«И мама меня простит»,

«Папа, мама и золотая рыбка».

Рассматривание семейных

фотографий.

«На дорогах

города»

Закрепить знания детей о правилах

дорожного движения, познакомить с

новой ролью- регулировщик,

воспитывать выдержку, терпение,

внимание на дороге.

Обогащение игрового опыта

Экскурсия на пешеходный переход

Наблюдение за работой светофора,

эвакуатора

Просмотр мультфильма «Уроки

тетушки Совы», серии мультфильма

«Озорная семейка»

Детская презентация «Правила

дорожного движения»

Чтение художественной литературы

С.Михалков «Дядя Степа –

милиционер»

Решение проблемных ситуаций

Изготовление макета дороги и

тротуаров

Интерактивная игра «Что означает

дорожный знак?»

«Кругосветное

путешествие»

Расширить кругозор детей, закрепить

знания о частях света, разных стран.

Воспитывать желание

путешествовать, расширить

словарный запас детей: « капитан,

путешествие вокруг света»

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя детям о

Северном полюсе

Нахождение Северного полюса на

глобусе, географической карте

Просмотр презентации о Северном

Рисование «На Северном полюсе»

Реализация краткосрочного проекта

«Путешествуем к Северному

полюсу» (продукт проекта макет

Северного полюса)

Беседа «Экспедиция на Северный

Чтение детям отрывков из рассказов

Снегирева «Пингвиний пляж» и «К

Просмотр мультфильмов «Юху и его

друзья на Северном полюсе»,

«Приключение Котобоя –

Путешествие на Северный полюс»,

«Умка ищет друга»

«Зоопарк»

Расширять знания детей о диких

животных, воспитывать доброту,

внимательное отношение к

животным, культуру поведения в

общественных местах.

Обогащение игрового опыта

Рассматривание картинок из серии

«зоопарк»

Просмотр детских презентаций о

животных.Просмотр

мультфильмов«Песенка мышонка»,

«Ну, погоди!»

Чтение детям С. Михалков «Три

поросенка», В. Маяковский «Кем

быть», Рисование на тему «Если я

буду работать в зоопарке»

Интерактивная игра «О правилах

поведения в зоопарке..

«Почта»

Научить детей пользоваться

Продолжать знакомить с трудом

работников связи, формировать

уважительное отношение к

работникам почты.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о почте

Просмотр презентации о почте

Просмотр презентации о разных

профессиях людей, работающих на

Создание и рассматривание

фотоальбома почте.

Чтение книги «Азбука для вежливых

Просмотр презентации о правилах

поведения почте.

Просмотр видеороликов «Как

доставляют почту».

«Салон

красоты»

Научить детей пользоваться

предметами-заместителями в игре,

понимать воображаемую ситуацию и

действовать в соответствии с ней.

Продолжать знакомить детей с

профессиями (парикмахер, визажист,

маникюр). Отражать в игре

представления о сфере

обслуживания.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о салоне красоты

Просмотр презентации о работе

разных специалистов, делающих

людей красивыми.

Настольно – печатная игра «Что

нужно для профессии»

Чтение художественной литературы:

Интерактивная игра - викторина

«Отгадай загадку»

Рассказ ребенка из личного опыта

«Как я с мамой ходил в

парикмахерскую», «Моя мама –

парикмахер»

Рассматривание модных журналов,

каталогов.

Конкурс рисунков «Лучшая

прическа»

Беседа о правилах поведения в

общественных местах

«Космонавты»

Расширить тематику сюжетных игр,

познакомить с работой космонавтов в

космосе, воспитывать смелость,

выдержку. Расширить словарный

запас детей: «космодром, полет,

открытый космос».

Обогащение игрового опыта

Оформление помещения группы на

тему «Космос»

Знакомство детей со звездами,

созвездиями, легендами о созвездиях

Знакомство детей с планетами (чем

они отличаются от звезд и созвездий)

Знакомство детей с Луной и Солнцем

(почему на Земле бывают день и

Знакомство детей с космосом

(обсуждение вопросов: Почему в

космос летают на ракете? Почему и

как летит ракета? Как устроена

ракета? Зачем космонавту скафандр?

Рассматривание книг и

иллюстрированных альбомов о

Рисование на тему «Космос»

Чтение глав из книг «Почемучка»,

«Малышам о звездах и планетах»,

«Веселая астрономия», «О чем

рассказал телескоп»

«Скорая

помощь »

Формировать умение детей делиться

на подгруппы в соответствии с

сюжетом. Показать социальную

значимость медицины. Вызвать

интерес к профессиям врача,

медсестры, воспитывать чуткое и

внимательное отношение к больному.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о том, кто из них был

в поликлинике и что там делал.

Экскурсия в медицинский кабинет с

целью наблюдения за работой врача и

медицинской сестры в детском саду.

Просмотр детской презентации о

разнообразии медицинских

профессий.

Художественная литература: К.

Чуйковский «Айболит», С. Михалков

«Прививка», «Чудесная таблетки»,

Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».

Изготовление атрибутов для игры.

Просмотр мультипликационных

фильмов: по мотивам В. Сутеев «Про

бегемота, который боялся прививок.

К. Чуйковского «Айболит»

Интерактивная игра «Что нужно

Кулагина Е.Н.

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр

в младшем дошкольном возрасте

Общеизвестно, что сюжетно-ролевые игры в младшем дошкольном возрасте переходят из модели «играем рядом» в модель «играем вместе». В 2 - 4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия с игровым материалом к воспроизведению человеческих взаимоотношений. В его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя, стимулировать самостоятельность.

При разработке перспективного плана особое внимание мы уделили не столько подробному описанию хода игр, сколько ее главным составляющим. Информационный фонд младших дошкольников еще незначителен, поэтому большую роль в организации сюжетно-ролевой игры занимает предварительная работа. Именно, качественно проведенная предварительная работа является залогом успешности детской игры.

Перспективный план включает в себя поквартальное планирование. В качестве примера разработано 10 игр. Наряду с играми, рекомендованными «Программой воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой («Больница», «Семья», «Детский сад» и др.), мы руководствовались и другими современными дошкольными образовательными программами: «Детство», «Радуга» и др. («Магазин игрушек», «Зоопарк», «В гостях у матрешки» и др.).

Данный перспективный план может служить в качестве ориентира в работе воспитателя с детьми младшего возраста в данном направлении. Рекомендуется перспективный план согласовывать с планированием других видов образовательной деятельности дошкольников.

ТЕМАТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВНЫЕ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СЮЖЕТА ИГРЫ

I квартал.

Сентябрь

Куклы, кукольная мебель, детская мебель, коляски для кукол, утюги, кукольная посуда, «угощения» из соленого теста, строительный модуль, ванночка для купания.

Беседы с детьми на тему: «Добрые слова», «Моя семья», «Как называют тебя ласково мама и папа?», «Кем работает твои мама и папа?», «Как прошел выходной день?». Игры «Имена», «Маленькая хозяйка» (Фомина, стр.31), рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, картин. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», Майков «Мать и дети», А. Барто «Девочка чумазая». Пальчиковая игра «Моя семья» (Е. Синицина «Умные стихи» стр.142). Лепка «Угощение» (пряники, баранки, оладушки, печенье, конфеты и т. д. из соленого теста). Конструирование из строительного модуля: «машина», «детская горка», «мебель», «театр». Игра «Кто у нас хороший».

1) «Уложим куклу Таню спать».

2) «Оденем куклу на прогулку».

3) «Приготовим кукле суп».

4) «Покормим куклу Таню».

5) «Помоем посуду».

6) «Постираем кукле платье».

7) «Погладим кукле платье».

I квартал.

«Детский сад»

Куклы, мягкие игрушки, кукольная мебель, детское пианино, музыкальные инструменты, материал для «занятий» (карточки для игр, раздаточный материал, используемый на занятиях по ФЭМП, физ. оборудование, цветные карандаши, краски, фломастеры, глина, пластилин, бумага), пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр, фланелеграф, ширма.

Экскурсия по детскому саду. Беседы о профессиях воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара, музыкального работника. Наблюдения за играми старших детей. Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в детском саду», Э. Успенский, Чижиков «Вера и Анфиса в детском саду». Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Детский сад», «Мы играем», «Новенькая». Драматизация сказок «Теремок», настольный театр «Маша и медведь», фланелеграф «Волк и семеро козлят». Лепка угощений для кукол. Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

1) Прием детей

2) Утренняя зарядка

3) Завтрак

4) Занятие

5) Прогулка

6) Обед, тихий час

7) Кукольный театр

8) Уход домой

ТЕМАТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СЮЖЕТА ИГРЫ

I квартал.

«В гостях у матрешки»

Куклы, мягкие игрушки, детская посудка, «угощение», мебель, подарки для матрешки: поделки из бумаги, природного и бросового материала, соленого теста. Строительный модуль.

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», С. Михалков «Песенка друзей», по английской сказке «Именинный суп» Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» стр. 339. Составление рассказа по серии картин «День рождения мишки». Игра «Выбери друга» (Князева, стр. 106). Лепка из соленого теста «угощения» для кукол. Аппликация: «Открытка-приглашение». Рисование: «Рисунок-подарок», «Красивый цветок», «Красивая салфеточка», «Украсим матрешке платье».

1) Приглашение на день рождения (телеграмма, письмо, открытка).

2) Выбор подарка матрешке.

3) Поездка на автобусе.

4) Матрешка встречает гостей.

5) «Каравай».

6) Чаепитие.

II квартал

«Парикмахерская»

Рабочий стол парикмахера с зеркалом, фен, расчески, щипцы, ножницы, заколки для волос, флаконы, форма для парикмахера, накидка для клиента, журналы.

Беседа на тему «Как я с мамой хожу в парикмахерскую». Беседа – рассказ с использованием иллюстративного материала о труде парикмахера (картины, репродукции, фотографии). Игра «Кому что нужно для работы», игра «Сделай красивую прическу своей кукле», ручной труд «Украсим баночки для парикмахера». Изготовление альбома «Модели причесок».

1) Запись к парикмахеру.

2) Выбор прически.

3) Стрижка.

4) Маникюр.

5) Конкурс причесок.

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга

Игра - это основной вид детской деятельности. Этот факт давно известен и неоспорим. Однако очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулированием предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому нередко можно увидеть «одинаковые» по содержанию игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить и играть. Речь идет не о копировании игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре.

1. постепенное усложнение игровых действий;

2. взаимодействие взрослого и ребенка во время игры (дети всегда охотно играют с взрослыми);

3. интеграцию разных видов деятельности, связанных с темой (рисование, конструирование, рассматривание иллюстраций и т.д.);

4. взаимосвязь с обучением детей правилам дорожного движения.

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Тема: «Водители»

Информационная часть, ознакомление с окружающим

Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта

Предметно-игровая среда

Сентябрь

1.Чтение: История о происхождении автомобиля

2. Рассматривание иллюстраций с изображениием легкового автомобиля

3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина)

4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки

5. ПДД - история происхождения светофора

Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей)

Проблемная ситуация: прокол колеса

Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) - пассажир (ребенок)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)

Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)

Иллюстрации с изображением автомобиля

Октябрь

1. Чтение: История о происхождении троллейбуса

2. игра «Автомобиль из геометрических фигур»

3. Рисование автомобиля цветными карандашам (с использованием трафаретов)

4. Подвижная игра «Цветные автомобили»

6. ПДД - игра «Три сигнала светофора»

Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал)

Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) - пассажиры (взрослый + дети)

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации

Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал).

Набор геометрических фигур.

Трафареты-«Транспорт», цветные карандаши, бумага.

Набор разноцветных кругов для детей и взрослого.

Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета

Ноябрь

1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение)

2. Наблюдение за транспортом во время прогулки

3. Загадки о разных видах транспорта

4. игра «Узнай по описанию» (разные виды транспорта)

5. ПДД - игра «Что за знаки придумали эти взрослые»

Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей

Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) - строители (взрослый + дети)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний

Стулья, предметы - заместители, крупный строительный материал.

Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.

Набор дорожных знаков.

Декабрь

1. Заучивание - «Моя улица» С. Михалков

2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

3. игра «Что лишнее?»

4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом 3-4 разных мелких предметов)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - действия регулировщика

Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика.

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети) - регулировщик (взрослый)

Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора.

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей

Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка», светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД.

Набор разных мелких предметов.

Январь

1.Чтение - «Автомобиль» А. Меркулов

2. игра «Перечисли как можно больше способов использования автомобиля»

3. игра «Путешествие шофера и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

4. Конструирование - гараж для машины (из строительного материала), машина (из снега)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - игра «Запрещается - разрешается», заучивание считалки «Стоп, машина…»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети + взрослый); мама (взрослый) - дочка или сын (ребенок или кукла)

Обогащение игрового опыта: взрослый берет на себя дополнительную роль (мама + пассажир), строит свои игровые действия и речь в зависимости от роли, выполняемой в данный момент (пассажир или мама)

Руководство игрой: следит за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, а также создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли, поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья».

«Волшебная дорожка», карандаши.

Строительный материал.

Лопаты, формы для конструирование из снега.

Февраль

1. Заучивание - «Машина моя» Я. Пишумов

2. игра «Кто кем будет? Кто кем был?»

3. Рисование - «Нарисуй фантастическую машину»

4. Придумывание истории (введение сказочного персонажа)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - загадки о дорожных знаках,

чтение - стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры в «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети + сказочный персонаж, н-р, Карлсон); продавец (ребенок) - покупатели (сказочный персонаж + дети), при построении ролевого диалога используется телефон.

Обогащение игрового опыта: взрослый и дети (под руководством взрослого) берут на себя дополнительные роли (пассажиры + покупатели), опыт построения ролевого диалога от имени игрового персонажа.

Проблемная ситуация: у Карлсона закончилось варенье, он звонит в магазин, спрашивает - есть ли у них в продаже варенье. Затем едет в магазин на машине (автобусе) - роль пассажира. Покупает варенье - роль покупателя (ролевое поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Первоначально роль игрового персонажа берет на себя взрослый, постепенно привлекая детей к использованию в играх других сказочных персонажей.

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между выбранной ролью и игровыми действиями, речью; использует при построении ролевых диалогов телефон (или предмет-заместитель); строит ролевой диалог от имени игрового персонажа; привлекает детей к использованию в игре других персонажей; поощряет самостоятельность и инициативу детей при развитии сюжета игры

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры в «Магазин»; телефон (предметы-заместители); сказочный персонаж (н-р, Карлсон)

Бумага, цветные карандаши

Набор дорожных знаков

Март

1. игра «Хорошо - плохо»

2. Разрезные картинки - разные виды транспорта

3. игра «Наоборот»

5. игры с набором предметов (объединение 4-5 мелких предметов общим сюжетом)

6. ПДД - «Разрезные дорожные знаки»

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Больница»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); врач (ребенок) - пациенты (взрослый + дети); при построении ролевого диалога используется телефон (или предмет - заместитель)

Обогащение игрового опыта: ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-пациент. Взрослый (пациент) «звонит» водителю, разговаривает с ним, по мере разговора, подводит ребенка к тому, чтобы тот посетил врача (т.е. ребенок совмещает две роли - водитель и пациент, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: поощрение самостоятельного создания игрового пространства, подбора атрибутов для игр, развития сюжета; закрепление опыта использования предметов - заместителей; взрослый следит за соответствием между ролью и ролевыми действиями детей

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Больница»; телефон (или предметы - заместители).

Разрезные картинки с изображением разного вида транспорта.

Набор разрезных дорожных знаков.

Апрель

1.Чтение - стихотворение «Если бы…» О. Бедарев

2. игра «Придумаем новую машину»

3. игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Парикмахерская», конструирование игровой обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); мама (взрослый) - папа (ребенок) - дочка (ребенок или кукла); парикмахер (ребенок) - клиент (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-папа-клиент парикмахерской. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал за ней и за дочкой и отвез их в парикмахерскую (салон красоты). По мере развития сюжета, взрослый предлагает постричься и «папе» (т.е. ребенок совмещает три роли - водитель, папа, клиент парикмахерской, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: использование имеющегося у детей игрового опыта; взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; расширение игрового опыта детей

(умение совмещать несколько ролей и выполнять соответствующие игровые действия, построение ролевых диалогов)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры в «Парикмахерская»; телефон (или предметы - заместители)

1. игра «Перевертыши»

2. игра «Противоречия»

3. Системный оператор - машина

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - викторина

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Семья», конструирование игровой обстановки для игры «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); мама (взрослый) - папа (ребенок) - дочка (ребенок или кукла); продавец (ребенок) - покупатель (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-папа-покупатель. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал в магазин после работы и купил для дочки что-нибудь (н-р, игрушку, фрукты и т.д.)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; закрепление игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей, использовать в игре игровые персонажи)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты

для игры «Магазин»

При разработке таких игр, как «Назови часть целого», «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке», «Хорошо - плохо», «Противоречия», использовались элементы ТРИЗ (а это всегда интересно, необычно, творчески).

Структура перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» может быть применима к другим играм.

Перспективный план сюжетно- ролевых игр в подготовительной группе Октябрь Сентябрь Дата Название Цель 1нед. «Школа» 2 нед. «Экологи» 3 нед. «Пираты» 4 нед. «День рождения» 1 нед. «Семья» 2 нед. «Путешествие по реке» Развивать умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив возможность занимать различные позиции взрослых и детей(учитель- ученик). Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. Формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов. Формировать знания детей о значимости работы экологов для сохранения природы, ее социальной значимости. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Способствовать созданию необходимых построек, пользоваться предметамизаместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей. Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Воспитывать чуткость, внимание к «гостям» и «имениннику». Способствовать закреплению знаний этикета, культурных навыков. Отображать в игре явления общественной жизни. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия и т.д. Развивать знания детей о ценности семейных отношений. Способствовать закреплению умения детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формировать и уточнять представления детей о видах речного транспорта. Закрепить знания детей о значимости труда взрослых- работников речного порта- для городов и сел. Продолжать Ноябрь 3 нед. «Путешествие по городу» 4 нед. «Почта» 5 нед. «Путешествие в мир транспорта» 1 нед. «ГИБДД» 2 нед. «Ателье. Дом мод» 3 нед. «Театр» формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закреплять умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы- заместители. Способствовать развитию умения действовать по речевой инструкции. Развивать воображение, память, речь; формировать интерес к окружающему, совместным играм. Закрепить представление о городе, его отличие от деревни; воспитывать уважение к людям разных профессий. Способствовать развитию умения детей использовать в игре предметы- заместители, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты. Закрепить умение отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. Развивать умение действовать с предметами и без предметов, практическое применение знаний о количестве и счете, рассказывать о выполняемых действиях. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Способствовать развитию умения моделировать ролевой диалог, обогащать речь детей, развивать чувство ритма. Закрепить знания о видах транспорта, их особенностях. Воспитывать желание участвовать в совместных играх. Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспекторводитель», «инспектор –пешеход». Развивать диалогическую речь детей. Формировать у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей. Способствовать обучению детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, Декабрь Январь 4 нед. «Цирк» 1 нед. «Исследователи» 2 нед. «Зоопарк» 3 нед. «Служба спасения» 4 нед. «Семья» 3 нед. «Музей» формировать доброжелательные отношения между детьми. Закреплять представления об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи. Способствовать развитию умения распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания и цирке и его работниках. Закреплять и расширять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Способствовать развитию умения распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Формировать умение моделировать игровой диалог. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления о гуманной направленности труда работников зоопарка. Уточнить знания детей об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, экскурсовод и др. расширить и уточнить знания детей об основных процессах по обслуживанию животных. Создавать условия и поощрять социальное творчество. Продолжать формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом и по окончании сюжета снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей. Создавать условия для творческого воспроизведения в игре быта семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия и т.д. Развивать и уточнять знания детей о ценности семейных отношений. Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события и нормы общественной жизни, поведение в культурных Февраль Март 4 нед. «Аптека» 5 нед. «Библиотека» 1 нед. «Дизайнерская студия» 2 нед. «Больница» 3 нед. «Пограничники» 4 нед. «Моряки» 1 нед. «Дочки- матери» местах. Закреплять умение внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь детей, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности. Закреплять правила поведения в общественных местах. Формировать навыки речевого этикета. Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять и уточнять знания о работниках библиотек, развивать память, речь детей. Закрепить правила поведения в общественных местах. Развивать умение самостоятельно распределять роли, формировать навык речевого этикета. Создавать условия для включения в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты. Продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии. Закреплять и уточнять знания детей об окружающей жизни. Закреплять умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников. Закреплять правила поведения в общественных местах. Способствовать развитию военнопатриотической подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать смелость, развивать выносливость. Развивать умение самостоятельно распределять роли, выполнять соответствующие им действия. Создавать условия для самостоятельного выполнения необходимых построек. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни. Формировать навык позитивного общения детей и доброжелательных отношений в группе. Закрепить умение отображать в игре явления общественной действительности. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета обстановку для обыгрывания. Воспитывать уважительное Апрель 2 нед. «Театр» 3нед. «Путешествие в мир игрушек» 4 нед. «Дом моды «Модница» 1 нед. «Экологи» 2 нед. «Исследователи космоса» отношение к маминой работе по дому, по уходу за членами семьи и т.д. Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Способствовать развитию умения действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закрепить знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Развивать выразительность речи. Упражнять детей в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Способствовать развитию умения моделировать игровой диалог, определять характеры героев, оценивать их поступки. Развивать воображение, речь, речевую выразительность. Формировать интерес к совместным играм, воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Способствовать развитию умения создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметамизаместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нем, развивать творческое воображение. Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости. Продолжать формировать навыки речевого этикета. Развивать умение отображать в игре события социальной действительности. Способствовать развитию умения самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследователях космоса, и специфических условиях труда исследователей. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Развивать умение моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметызаместители. Май 3 нед. «Водители» 4 нед «Строительство» 1 нед. «Супермаркет» 2 нед. «Семья» 3 нед. «Телевидение» 4 нед. «Поликлиника» Закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Отражать в игре взаимоотношения между играющими, закреплять знание правил дорожного движения. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботясь о сохранности техники. Развивать память, речь детей. Продолжать развивать умение детей действовать в соответствии с выбранной ролью. Закреплять умение использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы. Отображать в игре знания об окружающей жизни, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры. Развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Способствовать развитию умения согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Совершенствовать диалогическую речь детей. Показать в игре социальную значимость работников торговли. Совершенствовать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Отображать в игре знания об окружающей жизни, о быте и устоях семьи. Совершенствовать умение детей самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с выбранной ролью, самостоятельно создавать необходимые постройки, закреплять навык доброжелательного отношения детей. Развивать память, диалогическую речь детей. Закреплять знания детей о ролевых действиях работников телевидения, показать в игре, что их труд коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей. Развивать интерес к окружающему, совместным играм детей. Совершенствовать умение творчески развивать сюжет игры. Совершенствовать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового замысла снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников. Закреплять правила поведения в общественных местах. 5 нед. Игра по выбору детей. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать игру, определять сюжет. Способствовать закреплению умения самостоятельно подбирать необходимые атрибуты, предметы- заместители, создавать необходимые постройки для обыгрывания того или иного сюжета. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей. Совершенствовать умение понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Люда Пехно
Планирование сюжетно - ролевых игр.

Планирование сюжетно- ролевых игр .

1. Проект развития сюжетно- ролевой игры прилагается к календарному плану и рассчитан на 2-3 мес. На один возраст примерно 3-4 новых проекта.

2. Проект развития сюжетно- ролевой игры включает в себя разнообразные материалы и называется с-р игры.

обогащение жизненного опыта детей обогащение игрового опыта детей организация предметно-пространственной среды развитие навыков общения сотворчество с родителями

3. Тематика с-р игр

1 младшая группа :

"Я - маленькая хозяйка"

"Я - шофер"

"Я - доктор"

"Я - парикмахер"

2 младшая группа

"Больница"

"Парикмахерская"

"Транспорт"

"Детский сад"

Во второй младшей группе дети учатся играть друг с другом к концу года появляется ролевой диалог .

В планировании с-р игры начинается обогащение жизненного опыта и обязательно экскурсии.

средняя группа

"Магазин"

"Стройка"

"Моряки" ("Рыбаки")

"Детский сад"

"Парикмахерская"

"Больница"

Старший дошкольный возраст

Игра - путешествие

"Космос"

"Детская телепередача"

"Праздники"

"Зоопарк"

Игры на темы литературных произведений

Основные приемы руководства

сюжетно- ролевой игрой

в разных возрастных группах.

1 младшая группа

Адаптационные игры :

Варианты адаптационных игр :

1. "Я пришла к вам с подарками" (угощения, природный материал, игрушки) . С этими предметами происходит манипулирование, игровая имитация.

2. "Мы шли шли и. нашли". Знакомство детей с группой, показ места где "живут" игрушки, способов обыгрывания игрушек.

3. "Загляните ко мне в окошко"

4. "Приходите ко ине в гости" - организация параллельной игры в игровом уголке.

Парные поручения.

Задача парных поручений - вывести детей на парную игру.

Варианты парных поручений :

1. Игра с одной игрушкой

2. игра двух детей в одной роли (вы две мышки, что вы сейчас будите делать)

Проблемные ситуации, которые воспитатель предлагает детям.

(Кукла пролила чай на платье, что делать, у куклы поднялась температура, что делать)

Рассказ воспитателя "Как я играла в детстве" - рассказ о действиях с игрушкой. Используется тогда, когда у детей есть какой-либо игровой опыт.

2 младшая группа

Телефонные разговоры.

В каждом игровом уголке обязательно стоит игрушечный телефон. Воспитатель устраивает игровую ситуацию в которой необходимо поговорить по телефону. (Данный прием служит для развития ролевого диалога )

"Игры и упражнения для развития навыков общения"

Бойкова "Как развивать навыки общения у ребенка"

Хухлаева "Лесенка радости"

Рассказ воспитателя "Как я играла в детстве"

Средняя группа

В средней группе происходит расцвет с-р игры.

Рассказ воспитателя "Как я играла в детстве" - рассказ о разговорах, ролевом диалоге .

Обучение самостоятельной организации игровой среды.

Игры и упражнения на развитие воображения

Старший дошкольный возраст

Рассказ воспитателя "Как я играла в детстве" - рассказ о событиях, которые могут происходить в игре. (на развитие игрового сюжета )

сюжета

Сквозная роль

Воспитатель берет на себя две сквозные роли на все с-р игры (одна для игр мальчиков, другая для игр девочек) . Воспитатель сразу договаривается с детьми в какой роли он будет включаться в игру. Восп. включается в игру либо по своей инициативе, либо по желанию детей.

Эмоциональный тренинг.

Разнообразные подводящие упражнения, позволяющие показать эмоциональное состояние различных персонажей.

Комплексное руководство

формированием сюжетно- ролевой игры

2 младшая группа

1. Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка :

Чтение : Е. Благинина "Аленушка", "Вот какая мама"

А. Барто "Машенька"

С. Капутикян "Маша обедает"

З. Алекскндрова "Мой мишка"

Л. Квитко "Игра в куклы"

Рассматривание картин : "Уложу куклу спать"

Лепка : "Угощение для кукол"

Рисование "Украсим кукле платье"

Пение : "Пирожки" муз. Филиппенко, сл. Кукловской

"Мамины помощники" муз. Красева

"Машенька, Маша" муз. Невельштейн

Слушание музыки : "Колыбельная" муз. Разоренова

2. Планомерное обогащение игрового опыта :

Игра-Инсценировка : ст. Александровой "Мой мишка"

Пластический этюд : "Укачаем куклу"

Дид. игра "Моя кукла"

3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры.

Создание подсказывающей ситуации : "Куклы пьют чай", "Куклы спят", "Куклы одеты на прогулку " и др.

Побуждение к ролевым высказываниям (телефонные разговоры с ребенком, выполняющим определенную роль в игре)

Рассказ воспитателя : "Как я играла в куклы, когда была маленькая"

4. Проектирование предметно-игровой среды :

Атрибуты для игры : кукольная мебель, куклы с набором одежды, посуда, телефон, предметы-заместители.

Настольно-печатная игра : "Моя кукла"

В книжном уголке : Книги и картины (см. выше)

5. Развитие навыков общения :

Учить детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия, отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли. Учить договариваться о совместных действиях.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Я - маленькая хозяйка".

1 младшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное

Чтение : Благинина "Аленушка", Барто "Машенька" Александрова "Мой мишка"

Рассматривание картин : "Играю с куклой", "Положу куклу спать"

Изодеятельность : Лепка "Угощение для кукол"

Музыкальная деятельность : Хоровод "Мамины помощники" игры-инсценировки : потешки "Водичка-водичка", "Расти коса"

дид. игры : с большой куклой "Покормим куклу", "Уложим куклу спать", "Купание куклы"

настольно-печатная игра "Моя кукла"

игровые упражнения : Создание игровой ситуации : "Куклы пьют чай", "Кукла спит", "Кукла запачкала платье" и т. п.

Побуждение к ролевым высказываниям : "Как зовут твою дочку, "Почему твоя кукла на веселая?

Парные поручения для двоих детей.

Игра двоих детей с одной игрушкой. атрибуты для игры : кукольная мебель, (игровые ситуации дублируются, одежда для ряженья, сумочки, тазики, коляски, передники, др. одежда для ряженья

игрушки : куклы, кукольная посуда, одежда

предметы-заместители

Учить детей называть себя в игровой роли ("Я - мама", называть игровые действия ("Я кормлю куклу, кукла поест и я положу ее спать") .

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях. Объяснить родителям важность первых сюжетно- ролевых игр их детей , предложить им понаблюдать дома за тем как играет их ребенок.

Комплексное руководство

формированием

сюжетно- ролевой игры "Я - доктор"

1 младшая группа

Плановое обогащение жизненного опыта детей Плановое обогащение игрового опыта детей Активизирующее общение педагога с детыми в процессе игры Создание предметно-игровой среды Развитие навыков общения с детьми и взрослыми Игровое сотворчество детей с родителями

Чтение : Берестов "Больная кукла", отрывок из сказки Чуковского "Айболит"

Изобразительная деятельность : лепка витамины для кукол.

Экскурсии : в медицинский кабинет.

Игра-инсценировка : по ст. Берестова "Больная кукла"

Дид\игра "У куклы болит голова", "У зайки болит лапка" Создание подсказывающих ситуаций : "Почему кукла плачет, наверно у нее что-то болит?" и т. п.

Побуждение к ролевым высказываниям : "Кто лечит куклу?", "Чем ты будешь лечить куклу?",

Парные поручения : "Ты будешь мамой куклы, она заболела, отведи ее к доктору. Таня будет доктором, Таня вылечит твою куклу" Атрибуты и игрушки для игры : Кукольная кровать, одежда для доктора, градусники, баночки, шприцы, трубка для слушания, бинт, вата, телефон, кукла - доктор, халаты, шапочки для ряженья.

Предметы-заместители

В книжном уголке : картинки и иллюстрации по теме. Учить детей правильно называть себя в игровой роли (Я - доктор, правильно называть игровые действия (я лечу куклу, кукла болеет, кукла выздоровела)

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, игровых действиях. Предложить родителям понаблюдать за тем, как играют их дети, включаться в детскую игру в игровой роли для обогащения детского игрового опыта.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Я - парикмахер".

1 младшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков о общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : "Расти коса до пояса"

Изодеятельность : рисование "Красивый бант для куклы"

Рассматривание иллюстраций к потешкам соответствующего содержания игры-инсценировки : потешки "Расти коса"

дид. игры : "Для чего нужны эти предметы", "Нарядим куклу"

Создание игровой ситуации : "Кукла сидит перед зеркалом с расческой в руках", "Нарядно одетая кукла не причесана"

Побуждение к ролевым высказываниям : "Я причесываю куклу, я завязываю кукле бант, кукла будет нарядная"

атрибуты для игры : большое зеркало с полкой (или трюмо, стул, деревянные расчески, деревянные или пластмассовые ножницы, ленты, заколки, банты, пластмассовые флаконы, передники, наколки для ряженья.

игрушки : кукла

Учить детей правильно называть свои игровые действия, отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях. Предложить родителям во время посещения с ребенком парикмахера обратить его внимание на работу парикмахера, на те инструменты и материалы, которыми пользуется парикмахер.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "я - шофер".

1 младшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : Б. Заходер "Шофер", А. Барто "Грузовик"

Рассматривание картин : "Едем на автобусе" (из серии "Мы играем")

Музыкальная деятельность : пение "Машина" муз Попатенко, сл. Найденовой игры-инсценировки : ст. А Барто "Грузовик"

подвижные игры : "Воробушки и автомобиль"

дид. игры : "Подбери колеса к машине. "

игровые упражнения : "Шофер везет машину" Создание игровой ситуации : "Надо поехать к бабушке на машине"

Побуждение к ролевым высказываниям : "Кто ведет машину?", "Куда едет машина?"

Парные поручения : "Ваня, ты будешь шофером и повезешь Петю на машине". атрибуты для игры : рули, таблички на веревке с изображением машин, одевающиеся на стул, строительные модули (игровые ситуации дублируются)

игрушки :

Учить детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия. Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли (Куда ты едешь? Кого везешь) Предложить родителям рассмотреть с детьми машины, которые едут по улице.

Изготовление родителями атрибутов для игр детей.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Детский сад"

2 младшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : С. Маршак "Детский сад"

Рассматривание картин : из серии "Я хожу в д\с"

Беседа с детьми о работе няни.

Экскурсии по д\с : в мед. кабинет, в прачечную, на кухню

Музыкальная деятельность : хоровод "Прогулка с куклами" муз. Ломовой

Пение "Кукла" муз. Старокадомского, сл. Высотской игры-инсценировки ст. Берестова "Что мы делали в д\с"

дид. игры : "Кому что нужно"

игровые упражнения : Создание игровой ситуации : Куклы одетые на прогулку стоят парами, нарядные куклы собрались на праздник (после детских утренников, куклы сидят за столом и др.

Побуждение к ролевым высказываниям : "Кто приносит в группу еду в группу", "Кто пойдет гулять с куклами"

Помощь в сговоре : помочь детям распределить роли (Маша будет воспитателем, она вымоет куклам руки и посалит за стол, а Таня будет няней. Она принесет куклам обед)

атрибуты для игры : несколько кукольных кроватей, кукольная мебель, халатики, передники, шапочки для ряженья детей.

игрушки : куклы, кукольная посуда, одежда, постели

Учить детей правильно называть себя в игровой роли (Я - няня, Я - воспитатель, называть игровые действия (Я веду детей на прогулку, Я кормлю детей)

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровых действиях, игровой роли.

Учить договариваться о совместных действиях Оформление папки-передвижки для родителей "Мы играем"

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Магазин".

средняя группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение :

Рассматривание картин : "В продуктовом магазине"

Изодеятельность : вырезывание "Чеки для магазина", Лепка "Конфеты",

Лепка из теста "Испечем мы каравай"

Конструирование из бросового материала "Пирожные для кукол"

Экскурсия : в продуктовый магазин игры-инсценировки

дид. игры : Лото "Магазин"

игровые упражнения : на использование вежливых форм общения при покупке продуктов

Создание игровой ситуации : Мы ждем гостей, надо сходить в магазин, купить продуктов к столу.

Побуждение к ролевым высказываниям : "Кто продает хлеб?", "Кто выбивает чек?", "Ты покупаешь продукты значит ты кто?"

Помощь в сговоре

Рассказ воспитателя : как я играла когда была маленькая (рассказ о разговорах, ролевых диалогах )

Сквозная роль восп. в играх девочек - бабушка атрибуты для игры : муляжи любых продуктов питания, касса, весы, корзинки, сумки, кошельки, передники, пилотки для ряженья

игрушки :

предметы- заместители Учить детей вести ролевой диалог , договариваться о совместных действиях, использовать в речи этикетные обороты. Предложить родителям изготовить вместе с детьми муляжи продуктов для игры в магазин.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Моряки (рыбаки) ".

средняя группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : норвежская нар. песенка "Песня моряка", В. Маяковский "Эта сказочка моя про моря и про маяк", М. Большинцов "У самого синего моря", С. Сахарнов "Самый лучший пароход"

Рассматривание картин : "Играем в моряков" серия "Обучение рассказыванию в д\с"

Изодеятельность : Ручной труд : изготовление флажков для корабля.

Аппликация "Лодочка". Конструирование из кубиков "Пароход"

Музыкальная деятельность : слушанье музыки "Море" Римский-Корсаков игры-инсценировки

подвижные игры : "Мы - моряки"

дид. игры :

воображения : "ловись рыбка большая и маленькая", "на море шторм", "вижу землю".

Создание игровой ситуации : построить корабль,

Побуждение к ролевым высказываниям .

Помощь в сговоре.

Сквозная роль воспитателя для игр мальчиков : старший командир атрибуты для игры : большой строитель, штурвал, флажки, якорь, удочки, одежда для ряженья, предметы-заместители.

Учить детей вести ролевой диалог , договариваться о совместных действиях, распределять роли в игре.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Стройка".

средняя группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : Баруздин "Строители",

Рассматривание картин : Строим новый дом

Экскурсия : к строящемуся дому.

Изодеятельность : аппликация "Новый многоэтажный дом"

Музыкальная деятельность : игры-инсценировки русск. нар. сказки "Зимовье зверей"

подвижные игры :

дид. игры.: "Кому что нужно"

игровые упражнения : Создание игровой ситуации : медведь сломал теремок и зверям негде жить, надо построить им дом, лиса выгнала зайчика из избушки надо построить ему новый дом.

Побуждение к ролевым высказываниям .

Помощь в сговоре.

Рассказ воспитателя : как я играла в строителей, когда была маленькая (рассказ о ролевых диалогах ) . атрибуты для игры : большой строитель, машины, игрушки, изображающие инструменты, каски, предметы-заместители.

игрушки : куклы и звери, которые будут жить в новом доме.

Учить детей называть свою игровую роль, вести ролевой диалог , договариваться о ходе игры, распределять роли. Предложить родителям рассказать детям о том как строился дом в котором они живут, люди каких профессий строили этот дом.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Зоопарк".

старшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : Сладков "Лиса и мышь", Житков "Слоны", Баруздин "Рави и Шаши", Чаплина "О животных"

Экскурсия в зоопарк.

Рассматривание картин

Изодеятельность : Лепка "Веселый зоопарк", Конструирование из бумаги "Разные звери"

Музыкальная деятельность : танцы "Выход к пляске медвежат" муз. Красева,

пение "Лиса по лесу ходила" русск. нар. песня,

хоровод "Звероловы и звери" муз. Теличеевой игры-инсценировки : "Волк и семеро козлят", "Айболит"

подвижные игры : "Бездомный заяц", "Медведь и пчелы", "Охотники и зайцы"

дид. игры : "Экологическое лото", "Отвечай быстро"

игровые упражнения имитационного характера. Создание игровой ситуации : из Африки доктор Айболит привез животных их надо разместить в зоопарке.

Помощь в сговоре и распределении ролей . Введение новых ролей (экскурсовод, ветеринар и др.)

Помощь в объединении игры "зоопарк" с др. с-р играми ("семья", "кафе", "моряки") атрибуты для игры : разные виды строителей или конструкторов, шапочки-маски животных, одежда для ряженья, предметы-заместители.

игрушки : игрушки животных, игрушки - самоделки

Специальные обучающие коммуникативные игры :

Игры-инсценировки

Игры "Разговор по телефону"

Режиссерские игры Предложить родителям съездить с детьми в зоопарк, посмотреть по телевизору программы о жизни животных.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Путешествие в дальние страны".

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : Житков "Что я видел", Мелихова "География и ты"

Рассматривание картин : из серии "Животные жарких стран", "Животные Севера"

Изодеятельность : рисование "Едем в путешествие",

аппликация "На чем можно путешествовать"

Музыкальная деятельность : муз. упражнения "Поезд" муз. Тиличеевой, "Поездка за город" муз. Герчик игры-инсценировки

подвижные игры :

дид. игры : "Где это бывает?"

игровые упражнения : пластический этюд "На чем я еду, лечу, плыву?", Создание игровой ситуации : в д\с пришло письмо от., давайте поедем в гости.

Помощь воспитателя в сговоре, распределении ролей , объединении нескольких с-р игр в один сюжет . атрибуты для игры : большой строитель, различные геометрические формы, зонирующие помещение, атрибуты, изображающие транспорт, бинокли, рюкзаки, предметы-заместители.

игрушки : животные, мелкие игрушки для режиссерских игр.

Мимические этюд "Разговор двух людей не знающих языка друг друга. "

Игровые упражнения коммуникативного характера "Звонок в экскурсионное бюро", "Помоги туристу найти нужный дом" и др. Предложить родителям составить с детьми фотоальбом, посвященный семейным путешествиям.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Космос".

подготовительная к школе группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : Винокуров "Самолет летит", Носов "Незнайка на луне"

Рассматривание картин : о космосе, выставка портретов космонавтов.

Изодеятельность : аппликация "На далекой планете "

Музыкальная деятельность : игры-инсценировки

подвижные игры : "Космонавты"

дид. игры :

игровые упражнения на развитие фантазии : "Лечу в невесомости", "Незнакомая планета ", "Инопланетянин " Создание игровой ситуации : воспитатель приносит письмо с просьбой о помощи, пришедшее с другой планеты , или вносит игрушку-инопланетянина , который приглашает детей в гости.

Сквозная роль воспитателя в играх мальчиков - главный командир.

Использование моделей для разворачивания сюжета . атрибуты для игры : "пульт управления космическим кораблем", "космические" карты, ракета, элементы одежды для ряженья.

игрушки : игрушки, изображающие нереальных существ - инопланетян , предметы-заместители.

Предложить родителям сводить детей в музей космонавтики.

Предложить показать детям мультфильмы "Незнайка на луне", "Тайна третьей планеты "

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Школа".

подготовительная к школе группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : Александрова З. "В школу", С. Маршак "1 сентября", Л. Воронкова "Подружки идут в школу", А. Барто "Машенька - первоклассница", О. Ремиз "Рассказы в косую линейку"

Рассматривание картин : "1 сентября", "На школьном дворе", любых других картин о школе.

Изодеятельность : рисование "Школа, в которую я пойду", ручной труд "изготовление тетрадей, книг для игры в школу"

Музыкальная деятельность : пение : "В школу" муз. Тиличеевой, сл. Долинова

Экскурсии : 1 сентября на школьную линейку, в 1 класс, по школе. игры-инсценировки по рассказу Ремиза "Здравствуйте!"(из кн. "Рассказы в косую линейку")

подвижные игры :

дид. игры : "Что положим в портфель?"

игровые упражнения : "Кто как здоровается" Создание игровой ситуации : куклы сидят за партой, Незнайка хочет учиться, Мальвина просит детей отвести Буратино в школу.

Воспитатель сначала берет на себя игровую роль учителя, затем отдает эту роль детям, оставляя себе роль директора школы для того, чтобы иметь возможность подсказать детям развитие сюжета или по иному скорректировать игру не выходя из игровой роли. атрибуты для игры : портфели, тетрадки, пеналы с карандашами и ручками, книги, игровая школьная доска, мел, предметы-заместители.

игрушки : куклы, кукольные школьные парты, кукольная школьная доска.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Почта".

старшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : С. Маршак "Почта"

Экскурсия : на почту

Изодеятельность : рисование, аппликация "Поздравительная открытка"

Рассказывание из коллективного опыта : пишем письмо больному другу. игры-инсценировки отрывков из ст. Маршака "Почта"

подвижные игры :

дид. игры :

игровые упражнения на развитие эмоций : "жду письмо", "радостное известие" Создание игровой ситуации : куклы написали письмо своим подругам, но не знают, что с ним делать дальше; у бабушки с дедушкой уродился хороший урожай репы, они хотят отослать репку в город внучке.

Побуждение к ролевым высказываниям .

Помощь в сговоре. атрибуты для игры : почтовый ящик, сумка для почтальона, открытки, конверты, посылочные ящички, предметы-заместители

игрушки :

игры на развитие коммуникативных навыков : "Получи посылку", "Пришла телеграмма", "Почтальон принес газету"

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Армия".

старшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : .Л. Кассиль "Твои защитники", С. Маршак "Мы - военные", Б. Житков "Красный командир", С. Баруздин "Шел солдат по улице"

Рассматривание репродукций батальных картин.

Изодеятельность : рисование "Наша армия", аппликация поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества, лепка "Пограничник с собакой"

Музыкальная деятельность : слушание музыки "Кавалерийская" муз. Кобалевского, "Пограничники" муз. Витлина

пение "Будем в армии служить" муз. Чичкова, сл. Малкова, "Ты не бойся, мама" муз. сл. игры-инсценировки "Чапаевцы" муз. Вилькорейской

подвижные игры : "Мы бравые солдаты"

дид. игры :

игровые упражнения : Создание игровой ситуации : воспитатель расставляет на столе (или на ковре) солдатиков, изображая какую-либо батальную сцену.

Помощь в сговоре.

Сквозная роль воспитателя в играх мальчиков - главный командир. атрибуты для игры : оружие, каски, полевые сумки

игрушки : военный транспорт, солдатики, мелкий строитель

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Детская телепередача".

подготовительная к школе группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Составление рассказа из личного опыта : "Моя любимая телепередача"

Просмотр детских телепередач.

Изодеятельность : рисование "Моя любимая телепередача"

Музыкальная деятельность : разучивание песен из дет. телепередач игры-инсценировки "Я ведущий телепередачи"

дид. игры :

игровые упражнения на развитие эмоций : Создание игровой ситуации :

Побуждение к ролевым высказываниям :

Помощь в сговоре : атрибуты для игры :

игрушки :

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков "Беру интервью", "Я - веду передачу", "Мои партнеры - куклы" Информационный стенд для родителей : Детские передачи : когда, какие и сколько.

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "Новогодняя сказка".

старшая группа

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение : С. Маршак "12 месяцев", "Дед мороз и лето"

Придумывание сказки на тему, предложенную восп.: "Необыкновенные приключения деда Мороза"

Изодеятельность : рисование иллюстраций к своей сказке.

Музыкальная деятельность : новогодний утренник игры-инсценировки для новогоднего утренника

игровые упражнения на развитие фантазии : что было бы если. Создание игровой ситуации : куклы встречают новый год, но у них нет елки,

Воспитатель берет на себя любую отрицательную роль и разыгрывает с детьми сказочный сюжет

Помощь в сговоре : атрибуты для игры : детали костюма деда Мороза, игрушечная елка, любые "волшебные" предметы, предметы-заместители

игрушки : куклы, звери

Предложить родителям показать детям фильм "Новогодние приключения Маши и Вити", мультфильм "Дед Мороз и лето"

Комплексное руководство формированием

сюжетно- ролевой игры "".

планомерное обогащение жизненного опыта Планомерное обогащение игрового опыта Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения Игровое сотворчество родителей и детей

Чтение :

Рассматривание картин :

Изодеятельность :

Музыкальная деятельность : игры-инсценировки

подвижные игры :

дид. игры :

игровые упражнения : Создание игровой ситуации :

Побуждение к ролевым высказываниям :

Помощь в сговоре : атрибуты для игры :

игрушки :

Игра -инсценировка " Я - ведущий телепередачи".

Сначала роль ведущего берет на себя воспитатель, затем предлагает детям по желанию. C -р игра "Детская телепередача"

Игровые упражнения на развитие эмоций :

Уметь различать мимику лица и жесты

Как я умею себя вести (дома, на улице, в театре, гостях и т. д.)

C -р игра "Детская телепередача"

Воспитатель вносит атрибуты для игры (микрофон, камера, рассматривает с детьми, обговаривает какую игру можно организовать используя эти атрибуты. Помогает детям распределить роли. C -р игра "Детская телепередача"

Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков :

"Я беру интервью"

"Я веду передачу"

"Мои партнеры - куклы"

С - р игра "Школа"

Воспитатель организует игровую ситуацию "Куклы сидят за партой". Вспоминает с детьми экскурсию в школу. Предлагает организовать игру. Помогает в распределении ролей и в планировании игры . С - р игра "Школа"

Воспитатель организует игровую ситуацию "Незнайка хочет учиться". Обговаривает с детьми какие атрибуты им понадобятся для игры. Дид. игра "Что положим в портфель?" Помогает в распределении ролей .

С - р игра "Школа"

Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию "Мальвина просит детей отвести Буратино в школу" и подсказывает детям развитие сюжета и корректирует игру , беря на себя роль директора школы. С - р игра "Школа"

Изготовление атрибутов для игры в "школу", рассматривание с детьми предметов-заместителей, которые могут использоваться в этой игре. Обыгрывание атрибутов.

С - р игра "Космос"

Рассматривание атрибутов для игры, придумывание вместе с детьми игровой ситуации. Обыгрывание атрибутов С - р игра "Космос"

Воспитатель приносит письмо с просьбой о помощи, пришедшее с другой планеты . Обговаривает с детьми игровую ситуацию, помогает организовать игру, беря на себя роль командира межпланетного корабля .

С - р игра "Космос"

Воспитатель вносит игрушку - инопланетянина , который приглашает детей в гости. Предлагает детям выбрать атрибуты для игры. При необходимости помогает развить сюжет . С - р игра "Космос"

Дид. игра "Чего не бывает?" Воспитатель предлагает детям представить планету на которой бывает то что дети придумали. Обыгрывание этой ситуации.

С - р игра "Путешествие в дальние страны"

Воспитатель вспоминает с детьми рассказ А. Гайдара "Чук и Гек". Предлагает организовать игру - путешествие. Помогает в объединении с-р игр "Семья", "Магазин", "Путешествие" С - р игра "Путешествие в дальние страны"

Создание игровой ситуации "Поедем в гости". Выбор атрибутов в зависимости от географии путешествия. Помощь в распределении ролей .

Сюжетно- ролевая игра

Рассмотреть с детьми книгу С. Маршака "Почта", помочь организовать игру по литературному сюжету .

Сюжетно- ролевая игра

При необходимости воспитатель включается в игру в роли командира, для развития сюжета игры .

Сюжетно - ролевая игра

Рассказ воспитателя "Как я в детстве играла в моряков" (на развитие сюжета игры ) Сюжетно - ролевая игра

Воспитатель с детьми рассматривает модели последовательности пошива одежды, предлагает детям организовать игру, помогает в распределении ролей , понимании ролевых действий .

Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс проблем и вопросов, основными из которых являются классификация игр и методика руководства ими.

Условно все многообразие детских игр можно разделит на 2 большие группы :

1. сюжетно – ролевые творческие игры , которые включают в себя :

Игры на бытовые темы

Игры с производственной тематикой

Строительные игры, игры с природным материалом

Игры с общественно – политической тематикой

Театрализованные игры

Игры – забавы и развлечения

2. игры с правилам, к ним относятся дидактические и подвижные игры

- дидактические : игры с предметами и игрушками; словесные дидактические игры; настольно-печатные игры; музыкально – дидактические игры.

- сюжетные ; бессюжетные ; с элементами спортивных игр.

Сюжетно – ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны : тема, игровой замысел, сюжет , содержание и роль.

Игры с правилами – группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила. В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет , в них разыгрываются роли.

показатели Младший возраст Старший возраст

тематика Чаще всего бытовая : «Семья» , «д/с» и и простейшая трудовая «Транспорт» , «Доктор» , «Магазин» Тематика расширяется, особенно трудовая «Салон красоты» , «Ателье» , «Почта» , «Стройка» , «Школа»

сюжет Состоит из 2-3 повторяющихся действий. Самостоятельно их развивать дети не могут Сюжет дети придумывают заранее. Часто наблюдается сюжетосложение .

Объединение детей в игре Ребенок играет один (игры «рядом» )

Ср. гр. – дети могут объединяться в подгруппу 2-3 человека (при помощи воспитателя) Дети могут играть группами по 5-7 человек

Длительность игры Младшая – 10 – 15 мин.

Средняя – до 20 мин. От 30 минут до нескольких часов. Могут в течении дня возвращаться к игре.

роли Младшая – в основном через ролевое действие , средняя – появляется ролевая речь Главное – передать взаимодействие. Роль – образ. ролевой диалог имеет большое значение.

конфликты Из-за игрушек, в средней из-за ролей М . б. из-за распределения ролей , чаще из-за нарушения договора, нарушения правил.

Окончание игры Неожиданное, стихийное Практически всегда есть позитивное логическое завершение, даже если нет времени закончить, они проговаривают конец игры. Очень часто договариваются о продолжении игры потом.