План летне- оздоровительной работы учителя - дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с зпр. План летней оздоровительной работы Участие в заседаниях школьного ПМПк
Пояснительная записка
Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе определяется целью деятельности учителя-дефектолога — обеспечить своевременную специализированную помощь обучающимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.
Основные задачи:
- Коррекция и развитие мыслительных процессов, всех видов памяти и внимания;
- Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся с отклонениями в развитии в обществе;
- Своевременное предупреждение и преодоление обучающимися общеобразовательных программ;
- Разъяснение среди педагогов и родителей (законных представителей) детей с особыми потребностями, специальных знаний в области дефектологии, в целях максимальной помощи данной категории детей и осознании важности поставленной проблемы в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления деятельности:
- Организационно-методическое
- Диагностическое
- Коррекционно-развивающее
- Просветительно-профилактическое
- Аналитическое
предусматривает деятельность, которая способствует дальнейшей плодотворной практической работе учителя-дефектолога в течении всего учебного года.
Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.
предусматривает проведение занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся:
- развитие внимания, памяти обучающихся, активизация процессов запоминания и воспроизведение;
- развитие и активизация мыслительных операций;
- развитие творческих способностей и обучение применению их на практике;
- формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
В просветительно-профилактическом направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей.
Аналитическое направление , которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.
Цели | Конкретные действия, мероприятия | Документ | Ответствен ные | Сроки |
Организационно-методическое направление | ||||
1.Планирование деятельности на новый учебный год.
2. Подготовка теоретического и дидактического материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ. |
1. Составление плана работы на год
2. Подготовка к фронтальному обследованию обучающихся, имеющих отклонения в развитии. 3. Зачисление и комплектование подгрупп, составление индивидуального расписания занятий. 4.Оформление индивидуальных карт сопровождения. 5. Оформление документации, подбор учебного материала. 6. Разработка специальных индивидуально- ориентированных, групповых коррекционно- развивающих программ. |
План работы
Журнал диагностики списки обуч-ся с ОВЗ расписание Карты развития школьника Журналы Основная документация Программы |
Дефектолог Дефектолог
Дефектолог Дефектолог Дефектолог Дефектолог |
01.09.17.-
05.09.17 Август Сентябрь Сентябрь Август- сентябрь Август- сентябрь |
Диагностическое направление | ||||
1.Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
2. Выявления «уровня обченности»,т.е. степени овладения УУД в соответствии с возрастными нормами. 3. Дифференциация |
1. Фронтальное углубленное обследование обучающихся с ОВЗ на начало и конец 2017/2018уч.г., определение уровня сформированности психических процессов
2. Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения 3. Диагностика обучающихся по запросам 4. Углубленное обследование и коррекционное сопровождение обучающихся представленных на ПМПК. |
Журнал диагностики,характе ристика Протоколы обследования. |
Дефектолог, кл. рук. |
1-15
В течение уч.года В течение уч.года По запросу в течение уч.года |
Коррекционно-развивающее направление | ||||
1.Изучение и отслеживание уровня развития познавательной деятельности школьников с ОВЗ.
2. Построение эффективного коррекционно- развивающего обучения и развития школьников с ОВЗ. 3. Охрана и укрепление |
1.Организация и проведение индивидуальных групповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями,обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность, а именно:
— развитие и активизация мыслительных операций; — формирование пространственно-временных представление; — формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей |
Журнал контроля индивидуальных и групповых занятий Программы | Дефектолог | В течение уч.года |
физического и психологического здоровья обучающихся. | действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков; — формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы. — формирование способов социальной адаптации в обществе и развитие социальных навыков детей с ограниченными возможностями 2. Участие детей с ОВЗ в викторинах и олимпиадах |
Материал викторин и заданий олимпиад |
Дефектолог |
I полугодие II полугодие |
Просветительно-профилактическое направление | ||||
1. Дальнейшее развитие комплексного ведения всеми участниками образовательного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
2. Развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Повышение уровня самообразования и профессионализма. |
1. Взаимодействие с педиатром по отслеживанию динамики развития обучающихся с ОВЗ. Оказание взаимообратной консультативной помощи.
2.Оказание консультативной помощи родителям обучающихся с ОВЗ, педагогам, воспитателям ГПД (в индивидуальной и групповой форме). 3. Посещение уроков 1-4 кл. с целью отслеживания динамики развития. 4. Выступление на родительских собраниях, пед. советах, совещаниях (по запросу). 5. Участие в работе МО (по запросу) 6. Участие во внутришкольных мероприятиях по проблеме детей, имеющих особые образовательные проблемы. |
Журнал консульт., метод.материалы | Дефектолог, педиатр | В течение уч.года |
77.Планирование работы на новый учебный год |
годовой план |
Дефектолог |
Май-июнь В течение года |
|
Аналитическое направление | ||||
1. Дать сравнительную оценку качества работы.
2. Отслеживать динамику изменений результатов от года к году. 3. Отслеживать эффективность обучения детей по адаптированным программам. |
1.Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающихся и оценка его эффективности.
2. Осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМКк. 3. Подготовка аналитических справок по итогам обследования обучающихся с ОВЗ на начало и конец обучения. 4. Подготовка отчета по итогам работы за 2017/2018 уч.г. |
Аналитические справки
Журнал консультаций Аналитические справки, результативные таблицы Годовой отчет |
Дефектолог
Дефектолог, участники ПМПк Дефектолог Дефектолог |
В течение года
По плану ПМПк Сентябрь, январь, май Май-июнь |
Основными показателями достижений результатов моей работы можно считать, развитие положительной динамики в сфере формирования и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как личности, а именно:
- формирование и развитие способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья,приемов умственной деятельности и всех психических процессов в целом, развития умений использовать на практике полученные знания и навыки;
- формирование и развитие коммуникативной и социальной компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья. во взаимодействии со взрослыми людьми и детьми; социально-бытовой адаптации в обществе.
Таким образом, в своей работе я должна активно включаться во все сферы образовательного процесса. Организовывать свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, медсестрой разрабатывать и реализовывать комплексные программы коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовать в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.
План работы составила: _____________ учитель-дефектолог И.Л.Князева
План работы учителя-дефектолога
средней общеобразовательной школы №41
Г. А. Василькиной на 2017 -2018 учебный год
Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основные направления работы:
1. Диагностическое:
Выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;
2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;
3. Консультативно-просветительское:
Оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;
Обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.
Работа с учащимися по направлениям:
№ п/п | Направление работы | Класс | Цель проведения мероприятия | Сроки проведения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностическое направление 1.Изучение уровня умственного развития | Подбор диагностик для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта. Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Определение особенностей познавательной и учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Индивидуальные занятия с детьми. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Динамическое наблюдение за развитием учащихся | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста. | ноябрь; февраль; май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам) | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения | Ноябрь; май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекционное направление 1.Сенсорное и сенсомоторное развитие | С учащимися, зачисленными на занятие | Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Умственное развитие | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Нормализация деятельности школьника | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультативно-просветительское направление 1.Индивидуальные консультации для педагогов | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Выступления на родительских собраниях | Пропагандировать знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Способствовать осознанию родителями особенностей ребенка и его проблем. | По планам работы классных руководителей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Индивидуальные консультации для родителей | Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно-методическое направление 1.Участие в заседаниях школьного ПМПк | Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка. | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Оформление документации |
ПРИНЯТО решением педагогического совета . Заведующий МОУ детский сад № 000 _____________ План ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ муниципального образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 000 Красноармейского района г. Волгограда Учебный год
Цель: создание условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период.
Задачи: 1. Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. 2. Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие воспитанников, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательных способностей дошкольников. 3. Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Оздоровительный план на летний период учителя -дефектолога на 2015 – 2016 учебный год (старшая группа) I . Организационная работа 1. составить годовой и перспективный план работы на 2016 - 2017 учебный год. 2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2016 - 2017 учебный год. 3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС 4. продумать индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - инвалидами на 2016 - 2017 учебный год 5. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей 6. систематизировать материал для оформления портфолио. II . Работа с детьми. Цели: - развитие познавательных способностей детей через игровую и оздоровительную деятельность; - обогащение словаря детей; - развитие мелкой и общей моторики Познавательное развитие Мероприятие Примечания Июль Развивающие игры по ФЭМП: «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра» Игры по сенсорному развитию: «Найди заплатку», «Сравни и узнай», «Найди пару», «Волшебный мешочек»
«Наряды матушки – земли», «Жизнь в семенах», «Отгадай по описанию», «Четвертый лишний»
«Тонет – не тонет», «Подводная лодка из яйца», «
Как из солёной воды добыть питьевую воду
» Август Развивающие игры по ФЭМП: «Хватит ли?», «Части суток», «Встань на место», «Где фигура?» Игры по сенсорному развитию: «Назови цвет», «Сравни предметы», «Теплый – холодный», «Твердый – мягкий» Игры по ознакомлению с миром природы: «Речные рыбы», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Летает – не летает» Познавательно – исследовательская деятельность «Бывает ли воздуху холодно» , «Свойства насеянного песка» , «Сколько весит воздух» , «Можно ли склеить бумагу водой» Речевое развитие Мероприятие Примечания Июль Игры на развитие речи: «Подбери признак», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Чей? Чья? Чье?»
«Солнечные зайчики», «Солнце», «Солнце землю согревает», «Солнце спит и небо спит». Пальчиковые игры: « Твои пальчики», «Вот как пальчики шагают», «Ежик колкий», «Лягушки» Заучите: «С добрым утром» С. Есенин, «Одуванчик» Е. Серова, «Солнце» К. Кубилинскас Прочитайте: «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и кувшин», «Косточка» Л. Толстой. Август Игры на развитие речи: «Какой? Какая? Какое?», «Где начало рассказа?», «Закончи предложение», «близкие слова». Координация речи с движением: «Спал цветок и вдруг проснулся», «Стали дети ровно в круг», «Стая птиц», «Стоп, машина» Пальчиковые игры: «Дождик», «Апельсин», «Замок», «Прижми палец» Приобщение к художественной литературе Заучите: «Лето» А. Екимов, «Радуга» П. Образцов, «Ромашка» Е. Серова, «Осинка» И. Токмакова. Прочитайте: «Заяц хвастун», «Огурцы» Н. Носов, «Лев и собачка» Л. Толстой, «Сивка – Бурка». III . Работа с педагогами Цели: Взаимодействие с педагогами ДОУ по познавательному развитию детей МесяцМероприятие Ответственные Июль Консультация «Развитие творческого мышления дошкольников» Учитель - дефектолог Август Консультация «Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» Учитель - дефектолог IV . Работа с родителями Цели: Вовлечь родителей в коррекционный процесс по развитию детей МесяцМероприятие Ответственные Июль Учитель - дефектолог Консультация «Развивающие игры и правила их проведения» Август Консультация «Как воспитать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность» Учитель - дефектолог М АДОУ «Детский сад № 3» План летне-оздоровительной работы на июнь месяц в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя – дефектолога. I . Организационная работа 1. составить перспективно – тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год. 2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2018 - 2019 учебный год. 3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС 4. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей 5. систематизировать материал для оформления портфолио. II. Работа с детьми. Цель: развитие познавательных способностей детей в разнообразных видах детской деятельности: (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, элементарный бытовой труд, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательная деятельность
|