Игры для детей на тему океан. Путешествие по морям и океанам (познавательное занятие с игровыми элементами, младшие школьники). Игра на развитие внимание «Волна»

Привет! Знаете, что важно ребенку рассказать о своей Планете? И сделать это мы сегодня попытаемся несколькими способами, чтобы маленькому было интересно! Давайте расскажем ему сказку! Но такую, в которой он бы смог сам участвовать: отвечать на вопросы, размышлять, фантазировать и мастерить оригами, фигурки обитателей глубин! А еще нам поможет загадка про море для детей! Мы даже будем играть. А те фигурки, которые мы с малышатами конструировали, станут героями игры!

Детишки, представьте, если бы у вас была возможность полететь на далекую планету и познакомиться с ее жителями! Планета эта очень необычная. Она полностью покрыта водой. Но значит ли это, что на ней нет жизни, как думаете? ~

Чтобы это проверить, давайте в дорогу возьмем акваланги. Знаете, что такое акваланг? ~

Это специальное снаряжение, при помощи которого мы сможем дышать под водой. Теперь мы без страха нырнем и даже опустимся на дно!

Ах! Как же здесь красиво! Как вы думаете, здесь есть растения? ~

Да! Здесь растет ТРАВА. Порой она называется водорослями. Вы слышали уже такое название? ~

Давайте ее сделаем своими руками из бумаги, или пластилина, или просто раскрасим. И, если крохе понравится, будем делать всех или некоторых из тех, о ком узнаем.

Теперь приступим к расскаскам и аппликациям. Все картинки увеличиваются по клику.

Распечатать для аппликации

Раскраска

Раскраска

Раскраска

А вместо земли у нас с вами песок. Если присмотреться, можно увидеть растущие кристаллы, это – кораллы. А еще есть РАКУШКИ. Схема ракушки оригами — кликайте для увеличения фото.

Неужели под водой кто-то живет? Как думаете? ~

Да! Здесь много разных жителей. И почти со всеми мы сможем близко познакомиться. Например, с РЫБАМИ, с КРЕВЕТКАМИ и КАЛЬМАРАМИ. Но есть такие огромные, как СКАТ и АКУЛА. К ним лучше детям близко не приближаться, эти «рыбы» очень опасны. Не меньших размеров и ДЕЛЬФИНЫ, но с ними мы подружимся быстро, они веселые и любят поиграть.

Схемы оригами увеличиваются по клику. Источник информации

И мы тоже любим играть. Но это нам еще предстоит. А пока расскажите, что-нибудь вы слышали о жильцах этой планеты? ~

Так вот, летать никуда не надо. Мы можем встретить и КОСАТКУ, и ЧЕРЕПАХУ и у нас на планете Земля. Вы что-нибудь слышали про обитателей моря ? ~

Правда, никто не знает, может они прилетели с той самой далекой планеты? Может, если мы познакомимся с ними ближе и подружимся, они сумеют нам рассказать немного о себе. Например, почему некоторые из них живут только в реках, а другие – в морях, да и океан наполнен этими необычными животными и рыбами. Почему и как это произошло? Интересно, правда? ~

А пока давайте разгадаем загадки!

Морские загадки

Вопросы будут разные, короткие и чуть подлиннее для деток разных возрастов. Все они с ответами , чтобы и взрослые и малышата не растерялись! Будут вопросы для карапузов постарше. Которым уже 7 лет и более. И для крох 3 4 лет .

А ну-ка! Отгадайте!


Раскраски для распечатки

Я подготовила для вас раскраски.

Игры с оригами

Согласитесь, такие замечательные игрушки, которые мы сейчас сделали вместе с карапузами, не должны лежать без дела! А «дело» мы им сейчас придумаем! Давайте играть?

Игра про дружбу

Здесь нужно четверо игроков. Каждый возьмет на себя роль одного из персонажей сказки.

В одном морском царстве жили Черепаха, Дельфин, Кальмар и Акула.

Черепаха и Кальмар дружили. Им было весело вместе, да и немного друг на друга они были похожи, оба носили свои домики на спине: панцирь и раковину.

Видя, как интересно проводят время Черепаха и Кальмар, Дельфин тоже захотел с ними общаться. Приплыл, и говорит:

– Давайте вместе, все втроем, дружить!

Но Кальмару так не хотелось, чтобы кто-то еще с Черепахой общался, играл в песочнице и бегал наперегонки. Что он сказал:

– Ты такой большой. Ищи товарищей среди таких же огромных рыб.

Расстроился Дельфин и уплыл печальный такой.

Но когда он только отплывал, он заметил, как к товарищам подбирается Акула. Поэтому Дельфин решил посмотреть, что будет дальше? Что задумала хищница?

А ты знал, что акулы опасны и они могут нападать на рыб и даже едят кальмаров, когда те зазеваются? ~ а знаешь, кто еще ест кальмаров? ~ (птицы, например, альбатросы, а еще дельфины, но не наш Дельфин, он был дружелюбным, и еще – кашалоты)

Черепаха первая заметила Акулу. И успела спрятаться. А Кальмар чуть не стал обедом для хищницы, если бы… Если бы ее не защитил Дельфин!

Креветка и Кит

Двое игроков. Один играет роль Креветки, другой – Рыбы.

  • Поставьте 4 корзины. Это – океаны. Пусть малыши угадают, в скольких океанах живут киты, а в каких креветки. (во всех и одни, и другие)
  • Пусть детки покажут, как киты и креветки ныряют из корзины Атлантический океан, в Тихий и т.д.
  • Дать карапузам угадать размеры одних и других. Пусть покажут размер ракообразных (от 2 до 30см). смогут они показать размер китов? А угадать? (от 2м, до 30).
  • Кто кого ест? ~
  • Поставьте шуточный вопрос. Ракообразные маленькие, но если они нападут стаей, победят кита? ~
  • В чем еще, кроме размера, отличие одних и других? ~ (окрас (розоватые креветки и темные, черные или синие киты), как плавают (как виляют хвостами, кто глубже, кто всплывает на поверхность), киты могут делать фонтан, а креветки?)

Друзья, надеюсь, вам понравилось, как вы позанимались с ребятишками. А потому. подписывайтесь и заходите вновь в гости за новой порцией игр! Приводите с собой друзей, пусть и они расскажут деткам о чудесах на нашей планете. А на сегодня все! Пока и до новых встреч!

Примечания

  • Я ставила знак тильда «~» там, где малыши могут ответить на вопрос, поучаствовать в беседе.
  • Смотрите, все, что можно сделать в виде поделок, какие схемы есть на сайте, я написала большими буквами. (надеюсь, так удобно)

Схемы оригами

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи: Актуализация по теме “Животный мир морей и океанов”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения. Развитие творческого воображения, фантазии. Воспитание любви к природе.

Предшествующая работа: Рассматривание глобуса, беседы о морских обитателях, занятие оригами “Рыбка”, рассматривание иллюстраций о подводном мире, чтение художественной литературы.

Оборудование: Письмо от Нептуна, на магнитной доске – картина с подводным миром, на ней – магнитный крабик, макет корабля, ракушки, камешки, морские звезды, раковины, кораллы. Глобус, металлическая пластинка и коробочка, маечки с изображением краба, ската, осетра, бычка. Костюм Нептуна, аквариум с водой, конфеты “Морские камешки”, магнитофон, кассета с записью шума волн, ширма, украшенная водорослями.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для сказки. В группе расставлены и развешаны морские звезды, кораллы, морские раковины, камешки. На магнитной доске – картина с изображением морского дна, на ней прикреплен магнитный крабик. Стоит макет корабля.

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите вокруг?

Дети: Морскую звезду. Морские камешки. Морские раковины. Кораллы. Водоросли. Ракушки. Красивый корабль.

Воспитатель: Как вы думаете, почему все это оказалось у нас в группе?

Дети: Наверное, мы отправляемся в путешествие по морям и океанам.

Воспитатель: Да, действительно, мы едем в гости. Царь морей и океанов Нептун прислал нам приглашение, зовет нас в свое подводное царство. Хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Это очень хорошо! Но сначала скажите мне, что это такое (показывает на глобус)?

Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?

Дети: Голубым цветом изображена вода.

Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.

Воспитатель: Вот наш корабль, на котором мы поплывем в подводное царство Нептуна. Но путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе.

Дети: А наш корабль не потонет?

Воспитатель: Нет. Давайте с вами выясним: почему в воде корабли не тонут? Для этого проведем опыты. Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А пластинка какая?

Дети: Плоская.

Воспитатель: А коробочка какая?

Дети: Объемная.

Воспитатель: Назовите предметы, которые имеют объемную форму?

Дети: Мяч. Шарик. Банка с крышкой из-под кофе. Закрытый пластмассовый стаканчик. Бутылка из-под йогурта.

Воспитатель: Давайте проведем с вами опыт. Воспитатель опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.

Воспитатель:Как вы думаете, почему? А я вам расскажу. В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут. Нам теперь не страшно плыть в гости к Нептуну. Мы можем спокойно разместиться на корабле, удобно усядемся и проведем гимнастику для ладошек “Рыбка”.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.

А теперь наши дети расскажут вам о некоторых жителях морей и океанов, которых мы сможем увидеть в нашем путешествии.

Выходят 5 детей. На груди у них маечки с изображением кита, дельфина, медузы, морского конька, морской звезды.

1 ребенок: Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.

2 ребенок: Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.

3 ребенок: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.

4 ребенок: Живет он недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. Морской конек – хороший папа – у папы на животе сумочка, как у кенгуру. Чуть опасность – мальки раз – и в них спрятались.

5 ребенок: Похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.

Воспитатель: Впрочем, на морском дне, и правда, столько всего интересного, удивительного, что лучше про это посмотреть сказку “Как крабик свой дом искал”. Усаживайтесь поудобнее на палубе нашего корабля, сказка начинается.

Дети и воспитатель встают из-за столов и усаживаются на ковер.

Воспитатель: Жил в море… краб не краб, так себе – крабик маленький. Сам с пятачок, ноги, как спички, клешни, как щипчики.

Из-за ширмы выходит ребенок в маечке с изображением краба, ходит, делает вид, будто что-то ищет.

Воспитатель: Пока крабик был маленьким – жил, где придется, а подрос – стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит – камень, в камне – щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.

Крабик залезает между двумя стульями, покрытыми темной тканью.

Воспитатель: Плывет мимо бычок.

Я – бычок-старичок,
Голова с кулачок.

Славный у тебя дом крабик! Будто для тебя построен.

Крабик: Много ты понимаешь! Плохой дом – жесткий, темный, тесный.

Бычок: А тебе какой нужен?

Крабик: Нужен светлые, просторный и мягкий.

Бычок: Глупый! Дом должен быть безопасным!

Крабик: Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.

Бычок убегает за ширму.

Крабик: Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я буду жить.

Ложится на поролоновый мат.

Осетром меня зовут,
Ждет меня добыча тут.

Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Крабик: Надо уносить ноги!

Крабик убегает за ширму, осетр – за ним.

Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.

Крабик: Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь – ка я здесь.

Не зря меня зовут морской лисицей,
Никто не сможет от меня укрыться.

Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.

Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат – за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.

Крабик: Не найти мен лучше жилища, чем в камнях на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, построен.

Бычок: Ну, что, прав я был?

Крабик: Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.

Бычок: То-то же, слушайся старших!

Идет обсуждение сказки. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  1. Как называется сказка, которую показали наши ребята?
  2. Какой дом крабик искал сначала?
  3. Какой дом он нашел себе в конце концов?
  4. Почему крабик понял, что дом должен быть безопасным?

Воспитатель подводит итог обсуждения сказки: Да, дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов: осетр, скат и другие морские животные.

Подвижная игра “На дне”

Воспитатель: Вставайте в круг, вспомним игру.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки на морскую тему.

  • По морю плывет трехэтажный… (пароход).
  • Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
  • Большому судну не страшна… (океанская волна).
  • Что за звезды в глубине лежат на дне?

На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды.

  • Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки –
Не рыбы – а булавки,
Не рыбы – а иголки? (Рыба - игла).

  • Через океан плывет великан

И выпускает фонтан (кит).

  • У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы).
  • Закаляют нас всегда солнце, воздух и … (вода).

Воспитатель: Ну вот, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, каких обитателей, живущих в воде, вы знаете?

Дети: Кит, осьминог, дельфин, морской конек, акула, медуза, краб, морская звезда, осетр, бычок, скат, рыба-пила, рыба-игла, рыба-еж, рыба-меч и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы многое узнали во время путешествия, я очень довольна вами. Вот только одно огорчает – мы так и не встретились с Нептуном, который хотел показать нам свое подводное царство.

Неожиданно вбегает Нептун.

Нептун: Здравствуйте, дорогие мои гости. Я очень хотел вас увидеть, но у меня в море столько дел, что я опоздал, не успел показать мой подводный мир. Ох, ох, ох, как же я устал!

Воспитатель: Это к нам Царь морей и океанов пожаловал. Дорогой, Нептун, мы очень рады Вас видеть. Не волнуйтесь, пока мы путешествовали – мы сами очень много узнали. Мы собираемся домой, тоже очень устали и хотим отдохнуть. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам.

Дети и Нептун ложатся на ковер.

Звучит шум волн.

Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в зеленый океан.
Чуть пофантазируй и представь,
Что ветер свистнул, -
Словно над моей мечтой он разогнал туман.
Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса,
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
Над мостом, сияющим, кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Заберусь повыше звезд, луну толкну плечами.
А когда захочется, на землю возвращусь.
А когда глаза свои немного приоткрою,
Не поверю никому, что это – только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошкой прикоснусь.
И увижу радугу я из своих окон.

Воспитатель: Вот мы и приплыли к берегу.

Нептун: Как, понравилось вам мое подводное царство?

Дети: Очень!

Нептун: Скажите, а чем вы занимались без меня во время путешествия?

Дети: Мы смотрели сказку. Отгадывали загадки. Наши ребята рассказывали нам об обитателях твоего царства. Делали пальчиковую гимнастику. Играли в подвижную игру. Ставили опыты. Слушали музыку.

Нептун: Молодцы. Вы справились и без меня. Вот только хочу вас спросить: Почему на вашей картине нет ни одной рыбки, а только крабик. Ему, наверное, скучно и грустно?

Дети: А мы на занятии аппликацией сделали много рыбок из бумаги, и можем украсить картину.

Нептун: Ну вот, теперь совсем другое дело. А мне пора в море, не могу я долго на берегу находиться. До свидания, ребята! Жду вас в следующий раз!

Нептун убегает.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось?

Воспитатель: Все вы очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите сказку своим близким, а потом постарайтесь ее изобразить в рисунке. А теперь посмотрите, какой сюрприз ждет вас в самой большой морской раковине. Это подарок Нептуна.

Дети подходят к морской раковине, в которую насыпаны конфеты “Морские камешки”.

Моют руки и угощаются.

Используемая литература

1. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с. +цв. вкл.

2. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

3. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

4. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.

5. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Своя игра «Обитатели морей и океанов


Загадки

Моря и океаны

Обитатели морей и океанов

Красная книга


Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая, То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут…..

Дельфины


Как торпеда с плавниками. С очень страшными клыками! Острым нюхом жертву чует, Днём и ночью всё кочует.

Акула


Вот просторы океана Бороздит гора с фонтаном, Бьёт хвостом, вода кипит - Проплывает важно.


Короткое тело покрыто шипами! Шипами умело сразится с врагами. Раздуется важно, как шарик. И всё ж… Порою хоть страшно, плывёт.

Рыба-ёж


Плоский он. Размером разный. Хвост его бичеобразный. Лишь один несёт отряд Электричества заряд!

Скат


Из него вода не пьется, потому что не вкусна. И горька и солена.

Море


Это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела

Морская

звезда


Тело этого хищника напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Он получил свое название за количество ног.

Осьминог


Очень ловкий пловец; питается в основном медузами и ракообразными. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт. Г олова и короткая шея не полностью убираются под панцирь.

Морская

черепаха



Хищник, обитает в Северном Ледовитом океане, отличается расцветкой состоящей из двух цветов.

Косатка


Голова, с трубкообразным рылом и гребнем-гривой на затылке. Тело покрыто щитками с длинными выростами – ниточками и заканчивается хвостом, способным закручиваться.

Морской конек


Как называется морская оранжево-белая рыбка.

Рыба-клоун


Эта рыба является самой крупной в мире.

Китовая акула


Кот в мешке

Капитаны команд по очереди

называют морских и океанских обитателей.



Одно из крупнейших животных, когда-либо населявших нашу планету, обитающее в воде, сегодня числится в Красной книге России.


Морское млекопитающее обитает в холодных водах вдоль края арктических льдов. У него есть длинный рог – бивень из-за него его прозвали единорог. Занесен в красную книгу из-за маленькой численности.

Нарвал


Водное млекопитающее похожее на дельфина. Название этого млекопитающего схоже с названием домашнего грызуна.

Морская

свинья


Является самым крупной хищной рыбой. Существует три её названия. Одно из которых Кархародон. Находится на грани исчезновения.

Белокосова Ирина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования кружка "мастерская Самоделкина"
Учебное заведение: МУДО "Центр детского творчества №2"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Экологическая игра "Открываем тайны моря"
Дата публикации: 10.02.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытое занятие

на тему: Экологическая игра « Открываем тайны моря».

Цель занятия:
познакомить и обобщить знания детей о море и его обитателях.
Задачи занятия:

Обучающие:
активизировать знания детей о море и подводном мире; формировать умение размышлять, закреплять коммуникативные навыки.
Развивающие:
развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
морская фуражка, 2 корабля с флагами, штурвал, якорь, спасательный круг, карточки с загадками, конверты с заданием из квадратов, ракушки, наглядность морские обитатели, СД-диск с музыкальным сопровождением, термо-салфетки, клей
Методические приемы:
игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, творческое задание, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
План занятия:

1.
Организационный момент-проверка готовности к занятию
2.
Сообщение темы занятия
3.
Вступительное слово педагога
4.
Введение в тему занятия: а)1 Конкурс « Названия морей» б)2 Конкурс « Загадки о морских обитателей» в)Легенда о Седне-хозяйке морей г)3 Конкурс « Узнай по силуэту!» д)4 Конкурс Капитанов- танцевальный « морской танец « Яблочко!»
5.
Физ-минутка е) 5 Конкурс « Практическая работа учащихся-выполнение коллективной аппликации « Подводный мир»
6.
Вводный инструктаж
7.
Выставка и анализ творческих работ учащихся е) 6 Конкурс « Призыв в защиту моря!»
8.
Итог и выводы занятия с элементами рефлексии
9.
Слово жюри
10.
Награждение сладкими призами
11.
Уборка рабочих мест

1. Организационный момент
(проверка готовности к занятию).
2. Сообщение темы занятия:
Ребята, сегодня у вас будет необычный урок, а экологическая игра « Открываем тайны моря!». Где нас ждут приключения, открытия и даже испытания, преодолеть которые вам помогут ваши знания, смелость, ловкость и конечно дружба!.А чтобы нам было интересней мы будем соревноваться друг с другом, а жюри вам будет ставить баллы, за выполненные задания. У кого баллов будет больше, тот и будет победитель в нашей игре.
3.Вступительное слово педагога:
Итак, мы сегодня вместе с вами Побываем моряками, Не секрет ни для кого Моряком быть не легко: Должен в море плыть он смело, Должен знать морское дело, С дисциплиною дружить И смекалку проявить! Ну, так что же, испугались, или это не беда? Вы готовы выйти в море?
Дети:
отвечают хором: Да!
Педагог:
Ну, тогда поторопитесь, На команды разделитесь, Каждый тянет жребий свой Из фуражки из морской. (дети вытягивают скрученные бумажки с названиями команды: либо « Алый парус», либо « Альбатрос» и расходятся на белый и алый корабли. Получилось две команды, Две команды моряков. Та, что справа
Дети хором:
« Алый парус!» (наклеиваю на доску в виде фона -море корабль с алыми парусами) Та, что слева
Дети другой команды хором:
« Альбатрос!»(наклеиваю корабль с белыми парусами) А теперь командам нужно Капитанов выбрать дружно. (дети выбирают капитанов и называют) Все дети одеты в морские костюмы.
Педагог
: Все моряки носят головные уборы, которые называются бескозырки, такие как у вас, а капитаны -морские фуражки. Капитаны подойдите ко мне(одеваю на головы капитанов морские фуражки).Ну вот, теперь вы настоящие капитаны.- Пройдите на свои корабли. -Капитаны! Корабли готовы к отплытию? -Да!
Я вам желаю хорошего плаванья. А по-морскому это звучит так: Семь футов под килем желаю я вам, Пускай корабли мчатся вдаль по волнам! (звучит музыка « Пираты Карибского моря»- дети плывут, капитан держит штурвал). Ну, вот мы и в море(показываю на доску на которой изображено море)
3. Введение в тему:
Итак, начнем, мои друзья, И первый конкурс объявляю я. Много на Земле морей Назовите их скорей!
Конкурс1: « Названия морей»
(команды поочередно произносят вслух по одному названию моря, не повторяясь, время на раздумье не более 5 сек., побеждает та команда, которая произнесла название моря последней). Дети называют моря. Молодцы! Справились с этим заданием.
Педагог:
Море бывает разным Черным бывает и Красным Бывает море веселым Чаще бывает соленым, А я люблю синее море, С ласковой, нежной волною.(показываю на море). А вот загадки, для азартных игроков, На смекалку мы проверим Наших юных моряков!
Конкурс 2: « Загадки про морских обитателях»
А вы знаете, как появились морские обитатели? Тогда послушайте одну легенду о Седне- хозяйке морей и морских животных (наклеиваю изображение Седны на доску).
Легенда о Седне- хозяйке морей и морских животных.
Жила с отцом в одной деревушке девочка по имени Седна. Вместе с отцом она рыбачила в море. Однажды возвращаясь домой, море разбушевалось и грозило потопить их вместе с кораблем. Отец решает принести Седну в жертву морю и сбрасывает ее за борт корабля. Но Седна успевает ухватится руками за борт. Но отец отрубает ей пальцы, которые падая в море, превратились в разных морских животных, а девочка опустилась на дно и превратилась в морское божество. Так по легенде появились морские обитатели. Это очень грустная легенда, но мы продолжаем наш 2 конкурс » Загадок про морских обитателей». Я загадываю загадки, а команды поочередно должны отгадать их.
Итак, первая загадка для команды « Алый парус!»

Морской конек
(наклеиваю на доску)
1.
Есть лошадка, что не пашет, И го-го она не скажет, Молча плавает в воде, Прячется в морской траве. Что получилось у команды « Альбатрос?»
Дети: Краб
(наклеиваю на доску)
2.
Для себя на дне морском Он клешнями строит дом Круглый панцирь, 10 лап Ну конечно, это краб. И с этим заданием вы справились. Для капитанов конкурс настает, Теперь от вас команда баллов ждет. Знаете ли вы, какой главный танец у моряков? Правильно, морской танец « Яблочко! » А умеют ли танцевать его наши капитаны мы сейчас проверим. Каждый капитан должен под музыку станцевать танец « Яблочко!». И так, начали. (звучит музыка танец « Яблочко! , а капитаны выходят и танцуют). Какие молодцы у нас капитаны, не подвели свою команду. Команды поапплодируйте им. Капитаны пройдите на свои корабли. А на море- штиль! Тихо и спокойно, давайте выйдем на берег и немного прогуляемся, соберем красивые ракушки. Команды встаем и повторяем за мной движения.
4. Физминутка:
Над волнами чайки кружат(показываю на летящих чаек) Полетим за ними дружно, (машем руками) Что там чудится в тумане(руки вытягиваем вперед) Волны плещут в океане(изображаем волны руками) Это мачты кораблей(руки тянем вверх) Пусть плывут сюда скорей(машем руками приветствуя) Мы по берегу гуляем Мореходов поджидаем(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке(наклон вперед) И сжимаем в кулаке(сжимаем кулак) Чтоб побольше их собрать- Надо чаще приседать(приседания). Вот как много мы ракушек набрали(показываю детям наборы с ракушками).

5. Практическая работа учащихся под музыкальное сопровождение:
А теперь командам дружно Аппликацию придумать нужно И в поделке рассказать: Как дельфины в море плавают, И плавают киты, И рыбки разноцветные необычной красоты. Этот конкурс называется аппликация « Подводный мир». Каждая команда, все дружно должны придумать аппликацию из ракушек и декоративных элементов и оживить вот этот подводный мир (показываю на 2 фона морских куда дети будут приклеивать ракушки). Но прежде, чем ее сделать кто мне из моряков напомнит. Что такое аппликация? Правильно.
Аппликация
-это способ создания определенного рисунка, путем наклеивания на фон деталей из ткани, ракушек и других материалов. А также не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
6. Вводный инструктаж по технике безопасности
Клеем мы детали не над работой, а на специальных термо-салфетках, а затем переносим их на фон. Клей прикрываем крышкой, чтобы он не пролился. Ракушки смазываем тонким слоем и прижимаем слегка пальчиками к работе. Руки вытираем салфетками. Итак, начали.(звучит музыка « Разные моря», На морском дне лучше», « Волна» - дети выполняют все дружно аппликацию, педагог следит за правильностью ее выполнения). Все команды закончили свою работу?
Дети:
да! А теперь тихо без забот Организуем выставку ваших работ
7. Выставка и анализ детских творческих работ:
Итак, первая команда « Алый парус»(дети показывают и рассказывают, что они изобразили). Затем, вторая команда « Альбатрос». Какой красивый подводный мир получился у вас. Наше море ожило, благодаря вашей слаженной работе.
8. Итог занятия и выводы с элементами рефлексии:
Понравилась ли вам ваша работа? А аппликация другой команды? Давайте все вместе похлопаем друг другу.(дети хлопают). Что вы узнали сегодня нового о морских животных?(дети отвечают). Молодцы! Но известны морякам и беды моря
Их много, даже трудно сосчитать Какие беды моря вы знаете?(ответы детей) Давайте посмотрим какие же беды бывают у моря:
Первая беда:
-это мусор на пляже, которые люди оставляют после отдыха, а животные думают, что это еда, едят и в итоге погибают(наклеиваю морского котика умершего от мусора на пляжах), бутылки и бочки с караблей тоже сбрасывают в море (наклеиваю на доску картинки морское дно засорено бутылками и бочка плывет по морю).
Вторая беда:
-это сточные воды(наклеиваю картинку) , которые сливают в моря и от них гибнут осьминоги и морская рыба (наклеиваю картинки).
Третья беда:
-это браконьерство(наклеиваю на доску картинку) - массовый отлов крабов приводит к их исчезновению.
Четвертая беда:
-это нефтяные пятна(наклеиваю на доску картинку). Танкеры везут в своих трюмах нефть, но нечайно наскакивают на подводную скалу и получают пробоину. Нефть разливается по воде скользкой пленкой и птицы из нее не могут вылетить и тоже погибают (наклеиваю картинку). И вот поэтому Я предлагаю нашим двум командам Призыв в защиту моря написать. Чтоб берегли глубины моря, Его растения, животный мир, Чтоб человек разнообразие морское Для будущих потомков сохранил.
е) Конкурс « Призыв в защиту моря»
Последний конкурс называется « Призыв в защиту моря»(каждая команда придумывает в стихах призыв, вписывает его на лист, а затем озвучивает, на это задание вам дается 1 минута). Итак, начали(звучит музыка» Дорогою добра») Затем команды озвучивают свои призывы, которые наклеиваются на доску. Молодцы, ребята! Очень хорошие призывы вы сочинили. Морские животные-беззащитны. Жизнь на планете Земля невозможна без них. Если они исчезнут, то исчезнет и красота нашей природы. -Помните это! Не истребляйте, охраняйте и любите их. Давайте будем к тому стремится, Чтоб нас любили и морские животные и птиц(наклеиваю картинку на доску) И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям.(наклеиваю картинку) Учитесь любоваться красотой природы, будьте добры и милосердны не только к животным, но и к окружающим вас людям. Ребята сегодня вам пришлось вынести нелегкие испытания. В этом соревновании окрепла ваша дружба, взаимовыручка, сплоченность и отвага, которые помогли вам преодолеть все преграды. Желаю вам оставаться такими же дружными, смелыми, и находчивыми. Семь футов под килем Желала я вам,
И вот приближаемся Мы к берегам. Семь конкурсов сложных Уже позади Итог подведет Беспристрастно жюри.
9. Слово жюри
(Победила-дружба!)
10. Награждение и поощрение детей сладкими призами(
вручение конфет в виде морских обитателей)
11.Уборка рабочих мест.

МОУДОД « Центр детского творчества№2»

Открытое занятие
на тему:
Экологическая игра « Открываем

тайны моря»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Белокосова Ирина Васильевна

Вид проекта: информационно-творческий

Участники: дети средней группы «Светлячок»

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности ;
  • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
  • учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта:

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта.

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий « Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка –клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

  • Прослушивание песен о море;
  • Слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну »

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель:Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир»

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель:Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы : Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты.